Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
23.08.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ООО "Новострой", ООО "Тандем" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реставрации фасадов и кровли объекта культурного наследия "Школа N25. Модерн" г. Самара, ул. Самарская, д. 145-147-149/ул. Рабочая, д. 19, литера А (извещение 0142300048517000797, начальная (максимальная) цена контракта 14 999 998,48 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "Тандем" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реставрации фасадов и кровли объекта культурного наследия "Школа N25. Модерн" г. Самара, ул. Самарская, д. 145-147-149/ул. Рабочая, д. 19, литера А (извещение 0142300048517000797, начальная (максимальная) цена контракта 14 999 998,48 руб.)
Согласно доводам ООО "Новострой", ООО "Тандем":
Заказчик неправомерно установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению заявителей, включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, аннулировать результаты проведения электронного аукциона.
Представитель Заказчика просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что в ряде пунктов Требований к материалам Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, и к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Так, Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, к указанным Заявителям материалам:
1. |
Канифоль сосновая |
Сорт должен быть высший/1/2 Прозрачная, стекловидная; с наличием пузырьков воздуха масса Массовая доля воды не должна быть более 0,2% Массовая доля золы не должна быть более 0,04% Массовая доля механических примесей не должна быть более 0,03% Температура размягчения не должна быть ниже 68°С Кислотное число мг КОН на 1 г продукта не должно быть менее 166 Не должно быть медового пористого осадка по показателю кристализации Массовая доля неомыляемых веществ не должна быть более 6% Предельно допустимая концентрация аэрозоля сосновой канифоли в воздухе рабочей зоны производственных помещений должна быть 6 мг/м3 Температура самовоспламенения должна быть 321оС |
|
2. |
Олифа натуральная |
Цвет по йодометрической шкале мг йода не должен быть темнее 1500 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при (20 Отстой не должен быть более 0,8% по объему Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) должна быть от 26 до 32с Плотность должна быть от 0,93 до 0,95г/см3 Кислотное число мг КОН не должно быть более 7 Йодное число г/йода на 100 г не должно быть менее 150 Массовая доля неомыляемых веществ не должна быть более 0,8% Массовая доля золы не должна быть более 0,3% Смоляных кислот быть не должно Время высыхания при 20 Температура вспышки в закрытом тигле не должна быть менее 208°С Температура самовоспламенения не должна быть менее 343°С Олифа должна быть конопляная;1 либо высшего сорта льняная |
В соответствии с пунктом 2 части 1статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В случае если в аукционной документации указывались технические параметры, предусматривающие диапазон значений (не менее, не более, не хуже, или и т.д.), в заявке участник должен указать точное значение соответствующего параметра предлагаемого товара. Использование в заявке участника неточных технических диапазонов, значений, показателей, параметров, с применением формулировок: "не менее", "не более", "не хуже", "не уже", "или", "не ниже", "максимальное", "минимальное", "допустимое" и производные, и т.д. - не допускается.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Заказчик устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам в зависимости от своих потребностей, специфики его деятельности и целей, которые необходимо достигнуть путем получения результата работ по контракту.
Согласно Аукционной документации Заказчика, все показатели должны соответствовать требованиям ГОСТа. Требования к товарам, применяемым при выполнении работ, установлены в Аукционной документации и соответствуют указанным в пунктах ГОСТа. Указанные Заказчиком ГОСТы являются действующими. Таким образом, указанные Заказчиком требования являются обязательными и находятся в свободном доступе, что позволяет участнику закупки предложить описание товаров.
Следовательно, требования к товарам, указанные Заявителем, установлены в соответствии с ГОСТ, что не оспаривается Заявителем, и не являются излишне завышенными.
Согласно доводам ООО "Тандем" Заказчиком установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, к указанным Заявителем материалам:
3. |
Доски обрезные хвойных пород |
Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 35 мм и более, II сорта. |
|
Согласно ГОСТ 18288-87:
Доска |
Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины |
Таким образом, Заказчиком требование ГОСТа не соблюдено, и в случае указания Заявителем характеристик материалов в соответствии с требованиями Заказчика, последние будут противоречить и ГОСТу, и Закону о контрактной системе, в частности - Заказчиком в Приложение N 9 к техническому заданию установлено: доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 35 мм и более, II сорта
В соответствии с требованиями ГОСТа при значении ширины пиломатериала равной 40 мм. Минимальное значение ширины должно быть более 80 мм., в то время как Заказчиком установлено требование 75 мм.
Довод ООО "Тандем" обоснован.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реставрации фасадов и кровли объекта культурного наследия "Школа N25. Модерн" г. Самара, ул. Самарская, д. 145-147-149/ул. Рабочая, д. 19, литера А (извещение 0142300048517000797, начальная (максимальная) цена контракта 14 999 998,48 руб.)
, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
По другим пунктам жалоб в части требований к материалам доводы заявителя подтверждения не нашли.
На участие в аукционе подано 3 заявки, 3 участника допущены, что в свою очередь свидетельствует о том, что установленные требования не повлияли на количество участников закупки и результаты рассмотрения заявок, в связи с чем предписание не выдается.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" частично обоснованной, жалобу ООО "Тандем" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 августа 2017 г. N 996-5777-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017