Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Новострой", ООО "Сигма Групп" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции ДЦ "Русич" (извещение 0142200001317008219, начальная (максимальная) цена контракта 42 023 882,32 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "Сигма Групп" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции ДЦ "Русич" (извещение 0142200001317008219, начальная (максимальная) цена контракта 42 023 882,32 руб.).
Согласно доводам ООО "Сигма групп": Заказчик установил избыточные требования в разделе 3 Технического задания: Битумы - "_Глубина проникания иглы при 25С, 0,1 мм, мм: в диапазоне от 5 до 60.", "температура размягчения по кольцу и шару,
С, в диапазоне от 50 до 105", "
Растяжимость при 25
С, не должна быть больше 40 см.". Такие данные становятся известны по результатам испытаний, и которые может провести только производитель поставляемых материалов.
Согласно доводам ООО "Новострой": Заказчик неправомерно установил требования к материалам, а также к составу заявок. Согласно требованиям документации Заказчика эмаль должна предназначаться для окраски металлических, деревянных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям, и для окраски внутри помещений. Высшего или первого сорта. После высыхания должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру не менее 50 %. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре 200,5
С до 120 с. Степень разбавления до вязкости 28 с - 30 с по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20
0,5) оС не должна быть более 20%. Степень перетира до 25 мкм. Укрывистость высушенной пленки менее 100 г/м2. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1 более 40 см. Адгезия пленки не более 1 балла. Стойкость к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства более 14 мин. Диэлектрическая проницаемость эмали при рабочей вязкости 20 с - 25 с по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм и при температуре 20
0,5оС должна быть менее 12. Должен соответствовать ГОСТ, ТЗ.
Раствор тип 1 Должен применяться для кладки: из пустотелого кирпича; из керамических камней; из полнотелого кирпича или монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений. Марка цемента не менее М300. Подвижность Пк2; Пк3. Водоудерживающая способность растворной смеси должна быть более 90 %. Расслаиваемость не должна превышать 10 %. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента. Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1% по массе. Морозостойкость не должна быть менее F15. Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения допускается не более 10 % установленной проектом. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не менее: 1,25. Норма подвижности по погружению конуса, см, в диапазоне от 4 до 12. При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего должна быть не выше, °С, при применении: 60. Должен соответствовать ГОСТ, ТЗ.
Рубероид Для верхнего слоя кровельного ковра или для рулонной гидроизоляции строительных конструкций или для нижнего слоя кровельного ковра. Ширина, мм, 1000; 1025; 1050. В разрезе рубероид должен быть черным с коричневым оттенком, без светлых прослоек непропитанного картона. Разрывная сила при растяжении, Н (кгс), не менее 216 (22). Масса покровного состава, г/м2, не менее 500. Водопоглощение в течение 24 ч, % по массе, не более 2. При испытании при температуре (353_2) К в течение не менее 2 ч на поверхности образца не должно быть вздутий и следов перемещения покровного слоя. При испытании при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2) в течение не менее 72 ч на поверхности образца не должно быть признаков проникания воды. Масса менее 31 кг. Должен соответствовать ГОСТ, ТЗ.
Кирпич тип 1 Габаритные размеры, мм: длина 250 х ширина менее 125 х толщина
65. Марка по прочности не более М150. Средняя плотность не должна быть менее 700 кг/м3. Предел прочности при сжатии: средний для пяти образцов не более 15,0 МПа, наименьший для отдельного образца не более 12,5 МПа. Водопоглощение изделий должно быть не менее 6,0 %. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в изделиях должна быть не более 370 Бк/кг. Морозостойкость более F15. Коэффициент теплопроводности 0,18 (Вт/м°С) - 0,46 (Вт/м°С). Класс средней плотности изделия 0,7, 1,4. Группы изделий по теплотехническим характеристикам: условно-эффективные; повышенной эффективности; эффективные; высокой эффективности. Должен соответствовать ГОСТ, ТЗ.
Пемза Щебень пористый из пемз и шлаков с диапазоном фракции 5 мм - 10 мм. Марка щебня по объемной насыпной массе не менее 600. Диапазон объемной насыпной массы, кг/м3, 500 - 800. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы не более 30% по массе. Щебень не должен содержать пылевидных и глинистых частиц более 3% по массе. Содержание глины в комках не должно быть более 0,25% по массе. Группа щебня по форме: обычная или улучшенная. Марка щебня по прочности не ниже П75. Прочность щебня при сдавливании в цилиндре от 8 кгс/см2. Щебень не должен содержать загрязняющих примесей. Должен соответствовать ГОСТ, ТЗ.
Заявитель считает, что конкретные значения по характеристикам данных позиций не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, описание объекта закупки соответствует требованиям статья 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Заявителем в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе не представлено.
Согласно Техническому заданию "крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно". "- (тире)" и "_" - означает диапазон значений, включающий в себя крайние значения диапазона, из которого необходимо выбрать конкретное значение.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок в части диапазона объемной насыпной массы, кг/м3, 500-800 требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к описанию материала в составе первой части заявки.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, а также последующее исполнение контракта, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
В связи с изложенным, доводы ООО "Новострой" об установлении избыточных требований к описанию товара в составе первой части заявки частично обоснованы, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В отношении иных диапазонов технических характеристик детализации (указания точных, единственных) значений инструкция не требует. Само описание объекта закупки требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе отвечает, доказательств обратного Заявителем вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе не представлено.
Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подана 21 заявка, что в свою очередь свидетельствует о том, что установление требований не повлияло на количество участников закупки и результаты рассмотрения заявок, в связи с чем предписание не выдается.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сигма групп" необоснованной, ООО "Новострой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 августа 2017 г. N 1006-5777-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017