Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Центр ИТ Решений" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Пермская дирекция дорожного движения" (далее - Заказчик), Администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на установку системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации на территории города Перми (изв. N 0156300008717000114),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0156300008717000114, Администрацией г.Перми (далее - Уполномоченный орган) проводился электронного аукциона на установку системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации на территории города Перми.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о закупках, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В ч.3 ст.14 Закона о закупках установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, при проведении рассматриваемого электронного аукциона Заказчиком должны быть установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1236) и ограничения допуска упомянутых товаров, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. N968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N968).
Согласно Постановлению Правительства N 968, установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объектом закупки в рамках государственного контракта является выполнение работ по установке системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации на территории города Перми.
Таким образом, предметом закупки является выполнение работ с использованием товара, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом в аукционной документации не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 968.
Вместе с тем, в соответствии с п.2 Постановления N1236, устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, Постановлением N1236 установлено, что Заказчиком подготавливается, утверждается и размещается на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Таким образом, как следует из текста Постановления N1236 и вопреки доводам представителя Заказчика, требования Постановления применяются при проведении закупки независимо от вида контракта, следовательно, в том числе, и при заключении контракта на выполнение работ с использованием программного обеспечения.
Поскольку Заказчиком не установлен запрет на допуск товаров из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N1236, а также аукционная документация не содержит обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Заказчиком нарушены требования ч.3 ст.14 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, при условии, что установленные требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках, первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работ, при выполнении которых используется товар должна содержать согласие, на выполнение работ в соответствии с требованиями аукционной документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в п.2 раздела 5 аукционной документации.
Требования к товару, используемому при выполнении работ установлены Заказчиком в Приложении N1.1 аукционной документации "Показатели оборудования подсистемы видеонаблюдения".
Таким образом, в требованиях аукционной документации прямо указано, что в составе первой части заявки участнику необходимо предоставить сведения о товарах, используемых при выполнении работ, требования к которым установлены в приложении N1.1 аукционной документации.
Следовательно, довод Заявителя относительно того, что Заказчик вводит в заблуждение участников закупки относительно того, какие сведения необходимо предоставить в составе первой части заявки не подлежит удовлетворению.
Кроме того, как отмечалось выше, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки, в том числе в части установления требований к используемым товарам, руководствуясь своей потребностью. Исходя из изложенного, в действиях Заказчика в данном случае нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В ч.13 ст.34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В п.10.1 проекта контракта, являющегося приложением к аукционной документации, установлено, что контракт вступает в силу с момента его заключения, определенного в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и действует до даты надлежащего выполнения Сторонами всех обязательств по Контракту.
Согласно ч.1 ст.702 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В п.2.1 проекта контракта Заказчиком установлены сроки выполнения работ. В разделе 4 проекта контракта определен порядок приемки работ, в разделе 3 проекта контракта - порядок оплаты работ.
Комиссия также отмечает, что Законом о закупках не установлена обязанность по указанию срока действия контракта в проекте контракта. Сведения, требуемые Законом о закупках, предоставлены Заказчиком в проекте контракта, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Довод Заявителя, относительно того, что проектом контракта не предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта, соответствующий антидемпинговым мерам, установленным в ч.1 ст.37 Закона о закупках, также не подлежит удовлетворению.
Проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации, следовательно при принятии решения об участии в закупке участнику необходимо руководствоваться требованиями аукционной документации и требованиями, установленными проектом контракта.
В п.1 раздела 11 аукционной документации Заказчиком указаны антидемпинговые меры, в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 Закона о закупках.
Отклоняется также довод Заявителя относительно того, что требование Заказчика, установленное в п.11.2 проекта контракта, а именно: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик должен в течение 5 банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере", нарушает требования Закона о закупках.
Как пояснила представитель Заказчика данное требование установлено только для тех случаев, когда срок действия банковской гарантии истек ранее срока выполнения работ в виду непредвиденных обстоятельств. Таким образом, вопреки доводам жалобы положения проекта контракта предусматривают не замену способа обеспечения, а предоставление такого обеспечения, в случае истечения срока имеющегося на дату подписания контракта.
Также Комиссия отмечет, что Законом о закупках не предусмотрена обязанность указания каждой единицы товара в приложении к проекту контракта. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована Заказчиком с учетом всего перечня используемых товаров, что подтверждается запросом на предоставление ценовой информации и коммерческими предложениями потенциальных участников закупки, предоставленными Заказчиком в материалы жалобы.
Таким образом, в данной части нарушений требований Закона о закупках Заказчиком не допущено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках, правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В рамках исполнения указанного требования Закона о закупках, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N99).
Как следует из требований Постановления N99, дополнительные требования должны быть установлены при проведении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Таким дополнительным требованием является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими соответствие участника данному требованию являются копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом, согласно примечанию к Постановлению N99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Заказчиком, в п.3 раздела 4 аукционной документации установлено упомянутое выше дополнительное требование, в п.4.2 раздела 5 аукционной документации - документы, необходимые для подтверждения участником соответствия установленному дополнительному требованию.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком определен код ОКПД2 - 42.11.20.000. Комиссия отмечает, что Законом о закупках не установлены требования и правила отнесения того или иного предмета закупки к коду ОКПД2.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Министерством транспорта Российской Федерации утвержден приказ от 16.11.2012 г. N402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог". Как следует из пояснений представителя Заказчика, выполнение работ, предусмотренных контрактом, относится к установке видеосистем, установке пунктов контроля за дорожным движением, установке элементов систем передачи данных, что, в свою очередь, относится к мероприятиям по содержанию объектов капитального строительства.
Вместе с тем, как следует из толкования требований Постановления N99 в рамках применения кода ОКПД2 42, дополнительные требования могут быть установлены только при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Таким образом, требованиями Постановления N99 не предусмотрено установление дополнительных требований к участникам закупки при проведении закупки на текущий ремонт и содержание объектов капитального строительства. Аналогичная позиция изложена в Решении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.31 Закона о закупках, ч.6 ст.66 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр ИТ Решений" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Пермская дирекция дорожного движения" (далее - Заказчик), Администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на установку системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации на территории города Перми (изв. N 0156300008717000114) обоснованной в части отсутствия запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2 Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч.3 ст.14 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч.6 ст.31, ч.6 ст.66 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленных нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017