Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СэмГолд" на действия заказчика - Администрации ЗАТО г. Железногорск (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по санитарной вырубке деревьев в лесных массивах ЗАТО Железногорск Красноярского края", извещение N0119300038917000072, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СэмГолд" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по санитарной вырубке деревьев в лесных массивах ЗАТО Железногорск Красноярского края" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика Петрова С.А. (доверенность N 01-50/48 от 30.06.2017), Братышева Н.В. (доверенность N 01-50/57 от 18.08.2017), Прочанкина Е.В. (доверенность N 01-50/46 от 21.06.2017);
- представитель ООО "Сэм Голд" Рузайкина Ю.В. (доверенность б/н от 02.05.2017).
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Проект контракта содержит срок оплаты выполненных работ, несоответствующий требования Закона о контрактной системе. Законом не предусмотрено право Заказчика на удержание из суммы оплаты по контракту суммы причиненного ущерба. Описание объекта закупки не раскрывает сути санитарно-оздоровительных мероприятий.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем запроса котировок "Оказание услуг по санитарной вырубке деревьев в лесных массивах ЗАТО Железногорск Красноярского края", извещение N0119300038917000072.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно пункту 3.2 проекта контракта заказчиком указано, что оплата оказанных услуг осуществляется Заказчиком за фактически оказанные услуги в соответствии в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком предоставленных Исполнителем документа о приемке оказанных услуг.
Таким образом, проект контракта содержит срок оплаты выполненных работ, несоответствующий требования Закона о контрактной системе, что нарушает требования части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 3.4 проекта контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту и принятия Заказчиком решения о возмещении причиненного ущерба и (или) неустойки (штрафы, пени), а также, подлежащего возврату аванса, из суммы оплаты по контракту, оплата по контракту в этом случае осуществляется Заказчиком на основании акта оказанных услуг, в котором указываются:
- сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта;
- размер причиненного ущерба, неустойки (штрафа, пени), подлежащих взысканию, а также размер подлежащей возврату суммы аванса;
- основания применения и порядок расчета, неустойки (штрафа, пени), расчет причиненного ущерба;
- итоговая сумма, подлежащая оплате Исполнителю по контракту.
Таким образом, проект контракта содержит требование об удержании из суммы оплаты по контракту суммы причиненного ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту, которое не предусмотрено статьей 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информацию, указанную в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из содержания извещения о проведении запроса котировок следует, что предметом закупки является оказание услуг по санитарной вырубке деревьев в лесных массивах ЗАТО Железногорск Красноярского края.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N4 к извещению о проведении запроса котировок) в перечень и объём оказываемых услуг включается:
N п/п |
Наименование услуг |
Единица измерения |
Количество |
1. |
Санитарно-оздоровительные мероприятия |
га |
84,8 |
2. |
Санитарная вырубка и уборка деревьев |
куб.м. |
30,0 |
Описанием объекта закупки раскрыто, что включается в оказание услуг по санитарной вырубке деревьев путем перечисления следующего:
- клеймение водорастворимой краской на стволах аварийных деревьев на уровне корневой шейки и на высоте 1,3-м;
- составление материально-денежной оценки насаждений, с последующем утверждением документов руководителем УГХ Администрации ЗАТО г. Железногорск;
- валка аварийных деревьев, с корня бензопилой;
- вывоз мусора.
При этом, описание объекта закупки не раскрывает какие услуги необходимо оказать заказчику в ходе выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Согласно пункта 17 Приказа Минприроды России от 12.09.2016 N 470 "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов" к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
Из пояснений заказчика следует, что в состав санитарно-оздоровительных мероприятий входят разнообразные мероприятия, направленные на защиту растущего леса и находящейся в лесу древесины от вредителей и инфекционных болезней. Основная цель данных мероприятий - сохранение растущих деревьев, для чего используются методы, направленные на сохранение и увеличение качественных характеристик древесины. В такие мероприятия входят: очистка лесного участка определённой площади, уборка ветровальных, буреломных, снеголомных деревьев, уборка захламленности территории от бытового и промышленного мусора, и другие необходимые меры защиты растущего леса и находящейся в лесу древесины от вредителей и инфекционных болезней, в том числе очистка стволов деревьев от поражения грибковыми и инфекционными болезнями, с последующей обработкой раны антисептиками и замазыванием краской на масленой основе или садовым варом, кроме того осуществляется индивидуальная защита деревьев: лечение ран, обрезка отдельных усохших и поврежденных ветвей, удаление плодовых тел грибов, пломбирование дупел и прочие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в санитарно-оздоровительные мероприятия входят различные мероприятии. В связи с тем, что в описании объекта закупки не раскрыто какие услуги необходимо оказать в ходе выполнения таких мероприятий, заказчиком нарушены правила объективного описания объекта закупки, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СэмГолд" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 34, 42, 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 августа 2017 г. N 1333
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017