Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, главного государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Барс" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Реконструкция центральной районной больницы с. Богучаны, Богучанский район" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Барс" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона.
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В работе Комиссии Красноярского УФАС России объявлялся перерыв до 17:20 24.08.2017.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона "Реконструкция центральной районной больницы с. Богучаны, Богучанский район".
Документация о проведении электронного аукциона содержит требования о содержании заявки на участие в электронном аукционе, а также требования к характеристикам и свойствам предлагаемого для использования при выполнении работ товара.
В соответствии с положениями документации о проведении электронного аукциона участник закупки должен предоставить конкретные значения следующих показателей:
N п/п |
Наименование максимальных и (или) минимальных значений показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ |
1. |
Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен гладкие без завала белые, размером 200х200 мм или 150х150 мм, толщиной более 4 мм. Разница между наибольшим и наименьшим размерами плиток одной партии по длине и ширине не должна превышать 1,5 мм. Разброс показателей по толщине плиток одной партии не должен превышать 1,0 мм. Различие в толщине одной плитки (разнотолщинность) не допускается более 0,5 мм. Лицевая поверхность плиток и фасонных деталей может быть гладкой, кривизна лицевой поверхности, мм, не более 0,8, косоугольность, мм, < 1,1, отбитость со стороны лицевой поверхности не допускается, щербины, зазубрины на ребрах со стороны лицевой поверхности не допускаются, плешина не допускается, пятно не допускается, мушки допускаются невидимые с расстояния 1-м, засорка не допускается, наколы допускаются невидимые с расстояния 1-м. Пузыри, прыщи и вскипание глазури не допускаются, волнистость и углубления глазури не допускаются, слипыш не допускается, следы от зачистных приспособлений вдоль ребра лицевой поверхности не допускаются, общее число допустимых дефектов на одной плитке не должно быть более двух. Плитки должны иметь на монтажной поверхности рифления высотой более 0,2 мм. Водопоглощение не более 16%. Предел прочности при изгибе более 14,0 Мпа. Термическая стойкость глазури 150 °С. Твердость глазури по Моосу не менее 5. ГОСТ 6141-91. |
2. |
Плитки керамические плинтусные прямые, отбитость со стороны лицевой поверхности не допускается, щербины, зазубрины на ребрах со стороны лицевой поверхности не допускаются, плешина не допускается, пятно не допускается, мушки допускаются невидимые с расстояния 1-м, засорка не допускается, наколы допускаются невидимые с расстояния 1-м. Прыщи и вскипание глазури не допускаются, волнистость и углубления глазури не допускаются, слипыш не допускается, следы от зачистных приспособлений вдоль ребра лицевой поверхности не допускаются, общее число допустимых дефектов на одной плитке не должно быть более двух. Плитки должны иметь на монтажной поверхности рифления высотой не менее 0,3 мм. Водопоглощение не менее 15%. Предел прочности при изгибе не менее 15,0 Мпа. Термическая стойкость глазури 150 °С. Твердость глазури по Моосу не менее 5. ГОСТ 6141-91. |
3. |
Раствор цементный. Марка раствора по прочности на сжатие должна быть М200. Раствор должен быть сложный или простой. В качестве вяжущего в растворе необходимо применять портландцемент по ГОСТ 10178-85 и/или цемент сульфатостойкий по ГОСТ 22266-2013. ГОСТ 28013-98. |
4. |
Раствор готовый облицовочный тяжелый цементно-известковый 1:1:6, марка подвижности Пк3 или Пк2, норма подвижности по погружению конуса свыше 4 см, содержание щелочей в цементных вяжущих не должно превышать 0,6% по массе, известковое вяжущее не должно содержать непогасившиеся частицы извести, наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 1,25 мм. ГОСТ 28013-98. |
5. |
Портландцемент общестроительного назначения или портландцемент быстротвердеющий, марки 500 или 400, с минеральными добавками, группа по эффективности пропаривания 1 или 2, активных минеральных добавок всего не более 20% по массе, предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток - не менее 5,4 (55) МПа (кгс/см2), при сжатии в возрасте 28 суток не более 49,0 (500), в портландцементе не должно быть доменных гранулированных и электротермо-фосфорных шлаков более 20% по массе, активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа не более 10% по массе, не должно быть прочих активных минеральных добавок, включая глиеж, более 20% по массе. Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой N008 по ГОСТ 6613-86 проходило не менее 85% массы просеиваемой пробы. Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) не более 4,0% по массе, предел прочности при сжатии после пропаривания не менее 24 (240) МПа (кгс/см2). ГОСТ 10178-85, ГОСТ 8.417-2002. |
6. |
Известь хлорная, смесь двуосновной соли гипохлорита кальция, оксихлорида кальция, хлорида и гидроокиси кальция, 1 или 2 сорта, массовая доля активного хлора не менее 20%, коэффициент термостабильности не менее 0,80. ГОСТ Р 54562-2011. |
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе ООО "СК "Система" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующей причине:
"Содержание первой части заявки участника закупки не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, а именно: указанные участником значения показателей товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, не соответствуют требованиям, установленным документацией аукциона (раздел 2.2. "Материалы"), по позиции N 5. На основании п.2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) комиссией принято решение признать заявку на участие в аукционе в электронной форме участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)".
Документацией о проведении электронного аукциона по позиции N 5 Описания объекта закупки установлены требования о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям двух национальных стандартов - ГОСТ 10178-85 "ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ И ШЛАКОПОРТЛАНДЦЕМЕНТ. Технические условия" (далее - ГОСТ 10178-85), ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин" (далее - ГОСТ 8.417-2002).
В соответствии с ГОСТ 10178-85 (таблица 2) установлены следующие требования к пределу прочности цемента при изгибе и сжатии:
------------------------------------------------------------------ Обозначение |Гаранти-| Предел прочности, МПа (кгс/см2) цемента |рованная|------------------------------------------- | марка | при изгибе в | при сжатии в возрасте, | | возрасте, сут | сут | |-------------------+----------------------- | | 3 | 28 | 3 | 28 -------------+--------+---------+---------+-----------+----------- ПЦ-Д0, ПЦ-Д5,| 300 | - |4,4 (45) | - |29,4 (300) ПЦ-Д20, ШПЦ | 400 | - |5,4 (55) | - |39,2 (400) | 500 | - |5,9 (60) | - |49,0 (500) | 550 | - |6,1 (62) | - |53,9 (550) | 600 | - |6,4 (65) | - |58,8 (600) -------------+--------+---------+---------+-----------+----------- ПЦ-Д20-Б | 400 |3,9 (40) |5,4 (55) |24,5 (250) |39,2 (400) | 500 |4,4 (45) |5,9 (60) |27,5 (280) |49,0 (500) -------------+--------+---------+---------+-----------+----------- ШПЦ-Б | 400 |3,4 (35) |5,4 (55) |21,5 (220) |39,2 (400)
Вместе с этим, в соответствии с ГОСТ 8.417-2002 (таблица В.1) 1 кгс/см2 равен 98066,5 Пa (Девяносто восемь тысяч шестьдесят шесть целых, пять десятых Паскаль) (точно).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание положения Описания объекта закупки и условия инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия пришла к выводу о том, что, поскольку документация о проведении электронного аукциона содержала требование о соответствии предлагаемых значений, в том числе, показателя "прочность при сжатии после пропаривания" предлагаемому к использованию портландцементу одновременно требованиям ГОСТ 10178-85 и ГОСТ 8.417-2002, участникам закупки надлежало при предоставлении значений по показателю "прочность при сжатии после пропаривания" указать равноценные значения, измеряемые в разных единицах измерения, путем перевода значения из одной единицы измерения в другую (МПа в кгс/см2), при этом цифровая величина при увеличении значения в одной единице измерения влечет увеличение значения в другой единице измерения.
Подателем жалобы в заявке на участие в электронном аукционе (заявка N1) указано значение 25 МПа (250 кгс/см2) показателя "прочность при сжатии после пропаривания" по позиции N5. При этом, указанное подателем жалобы значение не соответствует вышеуказанному требованию к переводу единиц измерения ГОСТ 8.417-2002, верное значение перевода 25 МПа (254,9 кгс/ см2) либо 250 кгс/ см2(24,5 МПа).
Анализ первой части заявки N 2 поданной на участие в электронном аукционе, показал Комиссии, что указанным участником закупки в отношении показателя "прочность при сжатии после пропаривания" по позиции N5 были представлены равноценные значения в разных единицах измерения при переводе значения из одной единицы измерения в другую (МПа в кгс/см2), что соответствует ГОСТ 10178-85, ГОСТ 8.417-2002, а также положениям аукционной документации.
На основании изложенного доводы жалобы признаются Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельными.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Красноярского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчик обязан установить требование к участнику электронного аукциона о соответствии требованиям законодательства для лиц, осуществляющих выполнение работы, являющихся объектом закупки, а также установить требование о предоставлении документов, подтверждающих такое требование.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 названного Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 названного Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Указанные требования были установлены к участникам электронного аукциона в информационной карте документации о проведении электронного аукциона.
Вместе с тем документацией о проведении электронного аукциона (информационная карта) установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электроном аукционе, которая в том числе должна содержать следующее:
4) Копия действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом которой является заявитель, за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
При этом необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:
а) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
б) совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части третьей ст.55.8 ГрК РФ договорам строительного подряда не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градотроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Согласно части 5 названной нормы форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Указанная форма выписки установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Из анализа формы выписки, установленной названным приказом следует, что такая выписка не позволяет установить совокупный размер обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Из пояснений аукционной комиссии следует, что аукционная комиссия проверяла участников электронного аукциона на соответствие указанному требованию путем анализа сведений, размещенных в единой информационной системе. При этом права на проведение такой проверки ни Законом о контрактной системе, ни документацией о проведении электронного аукциона не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 названного Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Согласно части 6 названной статьи член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
В соответствии с частью 4 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов саморегулируемой организации.
Согласно части 6 названной нормы саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 названного Кодекса.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
Из указанных норм законодательства следует, что единственным субъектом, имеющим обязанность по подтверждению сведений о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, является сам подрядчик. Только участник электронного аукциона может обладать достоверной информацией о таком размере обязательств, ответственность за которую несет также такой участник.
Полномочия саморегулируемой организации (далее - СРО) на проверку указанных сведений направлены на подтверждение требований к члену этой организации и его ответственности перед таким СРО (выдача предупреждения, требование о повышении взноса и т.д) и не относятся к рассмотрению заявок такого члена на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем такая проверка также не позволяет реализовать контроль по соблюдению нормы, установленной частью 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом исходя из положений Закона о контрактной системе полномочия на проверку соответствия участника электронного аукциона требованиям документации о проведении электронного аукциона и требованиям законодательства к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки, а также на проверку достоверности сведений о таком соответствии, указанных участником закупки, имеются только у аукционной комиссии. Однако при отсутствии в документации о проведении электронного аукциона требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления документов, подтверждающих соответствие требованиям законодательства, аукционной комиссией проверка таких сведений невозможна.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком в нарушение положений статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не установлено требования о предоставлении документов, подтверждающих фактический совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что при отсутствии законодательного регулирования в части установления требования о предоставлении сведений о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, заказчиком не может быть установлено требование к форме предоставления таких сведений участником. Форма предоставления подтверждения таких сведений определяется самим участником закупки (декларация, справка, копии контрактов или иные способы).
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик своими действиями нарушил положения статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников закупки.
В результате проведенной внеплановой проверки, рассмотрения жалобы, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Барс" необоснованной.
1. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 августа 2017 г. N 1375
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017