Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТехИнвест" (далее также - податель жалобы) на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Площадь Памяти Героев сооружение 1, г. Норильск, Центральный район" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300026117000233, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 18.08.2017 поступила жалоба ООО "ТехИнвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал директор ООО "ТехИнвест" Добряков А.А. (решение N 1 от 23.04.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии заказчик не обеспечил, своевременно представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Из содержания жалобы ООО "ТехИнвест" следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе, которые имеют признаки ограничения конкуренции.
Во-первых, в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, при этом заказчик в описании объекта закупки (техническом задании) использует предлоги, слова и знаки, которыми обязан руководствоваться участник закупки при подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе и которые невозможно верно истолковать без наличия надлежащей инструкции.
Во-вторых, в аукционной документации отсутствует проект.
В-третьих, в описании объекта закупки (техническом задании) (позиции 39, 41) заказчиком установлены требования к компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в письменном возражении на жалобу, просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Площадь Памяти Героев сооружение 1, г. Норильск, Центральный район".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом часть 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Из пункта 1.6. части I "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации следует, что описание объекта закупки содержится в части II "Техническое задание" к документации об электронном аукционе
В Приложении 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации (ведомость материальных ресурсов) заказчиком установлена таблица с наименованиями материала (материалов, используемых при выполнении работ) и их показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров (материалов) потребностям заказчика, при этом в указанной таблице заказчиком указано, что "Значения показателей, которые не могут изменяться".
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком требований к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
Из смысла части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки заказчиком могут устанавливаться значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, которые не могут изменяться.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик, установив в описании объекта закупки оговорку о том, что им определены "Значения показателей, которые не могут изменяться", расширяет возможность выбора используемых при выполнении работ материалов, соответствующих требованиям Приложения 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации (ведомость материальных ресурсов).
Из указанного следует, что участнику закупки при составлении первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо перенести сведения о товарах вместе со значениями показателей данных товаров в неизменном виде, а также представить в отношении таких товаров сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименование страны их происхождения.
Указанный способ изложения требований к товарам позволяет без затруднений сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе. Таким образом, рассматриваемые действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, поскольку Закон о контрактной системе допускает указание значений показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, довод ООО "ТехИнвест" является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Комиссией установлено, что пунктом 9.2.10 части I "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации предусмотрены аналогичные указанным в пункте 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе. При этом участникам закупки было сообщено о том, что необходимо предоставить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренным в Приложении N 2 части II "Техническое задание" аукционной документации (ведомость материальных ресурсов). Кроме того заказчиком указано: "Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложениях N 2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности".
В часть I "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации заказчиком также включена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 9.2.11), которая содержит общие требования к подаче заявки на участие в электронном аукционе и не содержит конкретные действия участников закупки при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Однако с учетом того обстоятельства, что заказчиком в описании объекта закупки в отношении товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены требования к показателям значения, которых не могут изменяться, участнику закупки при составлении первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо перенести сведения о товарах вместе со значениями показателей данных товаров в неизменном виде, а также представить в отношении таких товаров сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименование страны их происхождения.
Кроме того, при подготовке заявки участнику закупки надлежит использовать и учитывать требования всех положений (разделов, частей и т.д.) аукционной документации, при этом в рассматриваемой документации, а именно, в техническом задании, пунктах 9.2.10, 9.2.11 части I "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации содержатся необходимые и достаточные сведения, позволяющие участнику электронного аукциона надлежащим образом подготовить первую часть заявки на участие в таком аукционе и указать требуемые показатели товаров.
В частности заказчиком указан раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определено, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений (в рассматриваемом случае такими показателями имеются все показатели всех товаров).
Таким образом, довод ООО "ТехИнвест" о том, что в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, является необоснованным.
В части довода ООО "ТехИнвест" об отсутствии в аукционной документации проекта, Комиссия сообщает следующее.
Объектом закупки является выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Площадь Памяти Героев сооружение 1, г. Норильск, Центральный район.
Из положений аукционной документации следует, что объект, в отношении которого предполагается проведение ремонтно-строительных (строительно-монтажных), является объектом культурного наследия.
На заседании Комиссии директор ООО "ТехИнвест" пояснил, что отсутствие в составе аукционной документации проекта на выполнение необходимых работ не позволяет ему достоверно определить, какие именно работы необходимо будет выполнить исполнителю по контракту, с учетом того обстоятельства, что объект является объектом культурного наследия. Кроме того, директор ООО "ТехИнвест" отметил, что при выполнении работ должен вестись авторский надзор, что также говорит о том, что работы должны производиться в строгом соответствии с проектной документацией.
Заказчик в отношении данного довода жалобы пояснил, что производство работ на объекте культурного наследия осуществляется на основании и в строгом соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданным уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, а не на основании указанного подателем жалобы проекта, так как проект производства работ разрабатывается подрядчиком самостоятельно после заключения муниципального контракта (пункт 3.1.5 проекта муниципального контракта). Указанное задание для производства работ на объекте включено в состав аукционной документации. Также в состав аукционной документации заказчиком включен Акт N 300-37/БИКЭ государственной историко-культурной экспертизы, как положительное заключение об относимости вышеназванного Объекта к категории объектов культурного и исторического наследия. На основании указанных документов Заказчиком разработано Техническое задание с описанием объекта закупки, с приведением подробного перечня необходимых видов работ, указания конкретного задания к производству работ, как потребности Заказчика по объекту и указанием способа выполнения таких работ. Более того, в составе Технического задания представлены "Ведомость объёма работ" и "Ведомость материальных ресурсов" содержащие конкретный перечень работ, последовательность их выполнения исходя из условий требований действующего законодательства относительно технологии их производства и необходимый объём строительных материалов, подлежащих применению на объекте производства работ. Данный объём документов и содержащаяся в них информация, по мнению заказчика, является достаточным для формирования заявки участником и подачи окончательного предложения, соответствующего потребностям заказчика.
Как уже было установлено Комиссией, описание объекта закупки сформулировано заказчиком в части II "Техническое задание" к документации об электронном аукционе
В части II "Техническое задание" аукционной документации заказчиком указано: "Настоящее техническое задание предусматривает выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ по ремонту объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки", 1940-1950 гг.; площадь Памяти Героев", расположенного в Центральном районе города Норильска, на улице Севастопольской, в соответствии с проектом 01-17 (проект будет предоставлен подрядной организации после заключения контракта)".
Кроме того в качестве приложений к техническому заданию заказчиком указаны:
- задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 28.03.2017 N14/17;
- титульные листы разделов проекта 01-17;
- положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;
- ведомость объемов работ;
- ведомость материальных ресурсов.
Из содержания задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 28.03.2017 N 14/17, следует, что на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должна быть разработана научно-проектная документация.
Также в составе аукционной документации заказчиком размещены титульные листы разделов проекта 01-14-ПР.ИРД. Из данных титульных листов следует, что в проектной документации имеется исходно-разрешительная документация, предварительные исследования, научные исследования, проект реставрации и приспособления (проектные решения, архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения).
Акт N 300-37/БИКЭ государственной историко-культурной экспертизы от 30.06.2017 содержит положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки, 1940-1950 гг." по объекту Площадь Героев, сооружение N 1, г. Норильск, Центральный район.
Указанные положения аукционной документации свидетельствуют о том, что выполнение работ, являющихся объектом закупки, должно производиться исполнителем по контракту (победителем электронного аукциона) в соответствии с проектом. Об этом прямо указано в техническом задании. При этом данный проект у заказчика имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия осуществляется на основании, в том числе, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Такая проектная документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В конкретном рассматриваем случае, учитывая специфику и уникальность объекта закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие в документации о рассматриваемой закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки представления об объеме и характере работ, необходимых для выполнения в целях сохранения объекта культурного наследия, а именно, у потенциальных участников закупки отсутствует возможность сформировать понимание о результате, который должен быть получен после выполнения всего комплекса работ на объекте, принимая во внимание то, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотренные действия заказчика, выразившиеся в невключении в состав аукционной документации проектной документации в полном объеме, не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные действия заказчика также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.08.2017 Комиссией также была рассмотрена жалоба ООО "Недра Сибири" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона. При рассмотрении указанной жалобы Комиссией был признан обоснованным довод о том, что заказчиком не установлены надлежащим образом срок и порядок оплаты работы, ввиду нижеследующего.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью такой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что проект муниципального контракта содержится в части III аукционной документации.
Исследовав положения проекта контракта, Комиссия установила наличие в нем следующих условий:
2.6. Заказчик вправе произвести предоплату (оплатить аванс) Подрядчику в размере 60% цены контракта не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта. Оставшуюся часть цены Контракта в размере 40 % Заказчик производит в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Контракта.
2.7. Заказчик производит окончательную оплату фактически выполненных работ в течение 15 рабочих дней после полного завершения работ, включая срок на устранение выявленных недостатков, дефектов, на основании акта приёмки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) с приложением акта приёмки законченного ремонтом объекта, составленного по форме Приложения N 3.
Проанализировав указанные положения проекта контракта, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиком не установлены конкретные срок и порядок оплаты работы, поскольку заказчиком в условиях проекта контракта однозначно не установлено, будет ли произведена предоплата (аванс) подрядчику либо нет (установлено право, а не однозначная обязанность заказчика).
На довод заказчика о том, что "Закон о контрактной системе не устанавливает ни обязанность, ни условия выплаты заказчиком аванса, более того не наделяет победителя аукциона правом требования такой выплаты, следовательно, в отсутствии законодательно закреплённого запрета на самостоятельное определение заказчиком условий авансирования, предоплата должна производится в строгом порядке и на условиях, установленных заказчиком в документации об аукционе в электронной форме", Комиссия считает необходимым отметить, что вместе с этим Закон о контрактной системе устанавливает обязанность заказчика установить в проекте контракта срок и порядок оплаты работы, которые заказчиком установлены неоднозначно и неконкретно.
Вследствие изложенного, Комиссия установила, что положения проекта контракта, касающиеся сроков оплаты работы, носят противоречивый и неконкретный характер, ввиду чего указанные действия заказчика нельзя считать надлежащим исполнением требований частей 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Указанные действия заказчика также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ТехИнвест" обоснованной в части нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании требований к описанию объекта закупки.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ТехИнвест" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 августа 2017 г. N 1366
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017