Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия) , рассмотрев жалобу ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика-застройщика" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство универсального спортивного зала с искусственным льдом и трибунами для зрителей" (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику, уполномоченному органу по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе, с отметкой об ее утверждении.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "Перспектива", ООО "Сигма Групп", ООО "НОВОСТРОЙ", ООО СК "Титан" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
Существо жалоб: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседания комиссии Красноярского УФАС России состоялись 24 августа 2017 года в 16 часов 00 минут (по местному времени), 25 августа 2017 года в 16 часов 15 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалоб присутствовал представитель уполномоченного органа, член аукционной комиссии - В.А. Заречный (распоряжение N 50-лс от 15.06.2015, протоколы работы аукционной комиссии, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податели жалоб не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений законодательства о контрактной системе.
Во-первых, из доводов жалоб ООО СО "Крас-Тендер", ООО "Сигма Групп", ООО "СК "Титан" следует, что заказчик установил требования предоставить в первых частях заявок значения показателей товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства;
Во-вторых, из довода жалобы ООО СО "Крас-Тендер" следует, что заказчик в описании объекта закупки установил требования предоставить в первых частях заявок конкретные значения показателей товара, которые не конкретизируются производителем;
В-третьих, по мнению ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "Перспектива", из положений проекта контракта следует, что заказчик устанавливает требование о заключении по результатам электронного аукциона контракта на бумажных носителях;
В-четвертых, по мнению ООО "Перспектива", заказчик при внесении изменений в документацию в нарушение требований Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 913, не разместил документ, содержащий перечень внесенных изменений;
В-пятых, по мнению ООО "Перспектива", заказчиком неправомерно установлены различные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта;
В-шестых, по мнению ООО "СК "Титан", заказчик в описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары (согласно требованиям аукционной документации).
Из пояснений уполномоченного органа следует, что уполномоченный орган с доводами подателей жалоб не согласен, поскольку, по его мнению, аукционная документация в обжалуемой части соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство универсального спортивного зала с искусственным льдом и трибунами для зрителей".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что установил следующее требование к содержанию первой части заявки:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Проанализировав Приложение 1 к документации об электронном аукционе Комиссия установила, факт наличия в его составе раздела "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе" содержащего требования к материалам, используемым при выполнении работ, технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям (далее - Требования к материалам). Факт наличия требований к товарным знакам Комиссия не установила.
Таким образом, учитывая, что описание объекта закупки не содержит указаний на товарный знак, при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара (материала) в соответствии с вышеуказанным разделом аукционной документации. При этом, Комиссией не установлен факт наличия в аукционной документации исключений, распространяющихся на случаи, если на момент заполнения заявки участник закупки не обладает информацией о каком-либо конкретном показателе товара, поскольку такой показатель становится известным непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такой товар должен соответствовать).
Анализ раздела с Требованиями к материалам также позволил Комиссии установить, что по ряду позицией заказчик устанавливает требование к товару, необходимому для использования в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки, указывая при этом ГОСТ, в соответствии с которым данные требования были установлены (во исполнение требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе) и которому такой товар должен соответствовать.
При этом, по мнению ООО СО "Крас-Тендер", заказчик устанавливает требования к показателям товаров, которые производителем в документе о качестве не указываются, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Однако, при условии, что такие показатели является качественной характеристикой, установленной в соответствии со стандартами качества (ГОСТ) и, учитывая, что требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено и, учитывая, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, Комиссия не признает данный довод жалобы ООО СО "Крас-Тендер", как обоснованный.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требование заказчика предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые на момент подачи заявки имеют в наличии товар с документами на такой товар, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Так, например, в пункте N28 таблицы "Отопление" Требований к материалам установлены следующее требование к необходимому товару: "Раствор готовый кладочный цементный марки 50. Марка по подвижности Пк1-Пк4. Водоудерживающая способность растворных смесей не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не более 10%. Марка по морозостойкости, не менее: F10. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте не менее, 1000 кг/м3. Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, не более: 5,0. Норма подвижности по погружению конуса, см. от 1 до 14. ГОСТ 28013-98".
Вместе с тем, из ГОСТ 28013-98 следует, что конкретные значения таких показателей, как средняя плотность, расслаиваемость, водоудерживающая способность, становятся известными после проведения испытаний определенной партии растворной смеси.
Кроме того, анализ раздела с Требованиями к материалам позволил Комиссии установить, что по иным товарным позициям (в том числе отраженным в доводах жалоб ООО "Сигма Групп", ООО "СК "Титан") заказчиком также предъявляются требования предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе следует из стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать).
Таким образом, довод жалоб ООО СО "Крас-Тендер", ООО "Сигма Групп", ООО "СК "Титан", касающийся установления требований, в нарушение норм Закона о контрактной системы, предоставить значения показателей предлагаемых товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии таких товаров после его производства, признан Комиссией обоснованным, а заказчик (уполномоченный орган) нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, из пояснений представителя уполномоченного органа-члена аукционной комиссии следует, что требования, которые установлены заказчиком (уполномоченным органом) в аукционной документации относительно показателей необходимого товара, которые будут известны после производства такого товара основанием для отклонения заявок не стали.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели и требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, которые предусмотрены соответствующим техническим регламентам и стандартам качества.
Таким образом, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным соответствующим стандартом качества, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям стандарта качества, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта качества показатели и (или) их значения.
Так, например, в пункте N2 таблицы "Конструкции ледового поля" Требований к материалам установлены следующее требование к необходимому товару: "Мастика битумная кровельная горячая. Теплостойкость, °С, 55-85. Гибкость при температуре (182) °С на стержне диаметром, мм. 10-30. Температура размягчения битумного вяжущего по методу "кольца и шара", °С 55-110. Для приготовления мастики должны применяться волокнистые или пылевидные наполнители. Содержание наполнителя, % по массе: 12-30. ГОСТ 2889-80".
При этом, во-первых, из ГОСТ 2889-80 следует, что, в том числе конкретные значения таких показатели, как теплостойкость, гибкость, температура размягчения битумного вяжущего по методу "кольца и шара" становятся известными после проведения испытаний определенной партии мастики; во-вторых, из ГОСТ 2889-80 следует, что пороговыми значениями температуры размягчения битумного вяжущего по методу "кольца и шара" являются значения 42°С и 95°С.
Таким образом, значения, содержащиеся в документации об аукционе позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе, ввиду чего данный довод жалобы ООО "СК "Титан" признан Комиссией обоснованным, а заказчик (уполномоченный орган) нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, из пояснений представителя уполномоченного органа - члена аукционной комиссии следует, что требования, которые установлены заказчиком (уполномоченным органом) в аукционной документации относительно показателей, которые противоречат требованиям ГОСТ, основанием для отклонения заявок не стали.
Из доводов жалоб ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "Перспектива" следует, что положения пункта 12.6 проекта контракта, касающиеся количества экземпляров, в которых заключается контракт, обязывающими стороны заключить такой контракт на бумажных носителях.
Однако, Комиссия не может признать состоятельным данный довод жалобы, поскольку из указанного пункта проекта контракта не следует, что заказчик устанавливает ограничение сферы документооборота до бумажных носителей (не следует, что заказчик подразумевает под экземплярами проекта контракта не электронные экземпляры, а экземпляры на бумажных носителях).
Из доводов жалобы ООО "Перспектива" следует, что заказчиком неправомерно установлены различные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссия отмечает, что действующим законодательством не определены особые требования к сроку, на который должно предоставляться обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств, однако срок возврата обеспечения, внесенного денежными средствами, должен быть установлен заказчиком в контракте.
Ввиду изложенного Комиссия не усматривает в действиях заказчика, установившего различные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, нарушений законодательства о контрактной системе.
Из доводов жалобы ООО "Перспектива" следует, что заказчик при внесении изменений в документацию в нарушение требований Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 913 не разместил документ, содержащий перечень внесенных изменений.
Вместе с тем, Комиссия не может признать данный довод состоятельным, поскольку указанное положение устанавливало порядок размещения информации до ввода ЕИС в эксплуатацию. При этом, приказом Казначейства России от 22.12.2015 N 354 ЕИС введена в эксплуатацию с 1 января 2016 года.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СО "Крас-Тендер" частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений заказчику и уполномоченному органу не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 августа 2017 г. N 1381-1385
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017