Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенький О.Л. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей сторон, о времени, дате и месте уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу ООО "НефтеГазКомплект" (далее - Общество, Заявитель) на положения конкурсной документации, утвержденной - Администрация муниципального образования "Курильский городской округ" (далее - Заказчик) при определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "выполнение проектных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Курильск-Рейдово, о. Итуруп" (Подъезд к складу ГСМ с. Китовое) (II пусковой комплекс)" (извещение N 0361300010717000039) (далее - открытый конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
27.07.2017 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об электронном аукционе N 0361300010717000039.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 043 808,00 рублей.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 01.09.2017 11:00.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего осуществление государственными и муниципальными заказчиками закупок с целью обеспечения своих нужд, и приводят к ограничению конкуренции по следующим основаниям.
1. Заказчик включил в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий, поскольку одновременное выполнение указанных работ ведет к ограничению конкуренции.
Согласно п. 3 Информационной карты объектом закупки является выполнение проектных работ по объекту "Выполнение проектных работ по объекту "выполнение проектных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Курильск-Рейдово, о. Итуруп" (Подъезд к складу ГСМ с. Китовое) (II пусковой комплекс)". При этом, как следует из содержания п.14 Задания на проектирование объекта в состав работ по контракту входит: выполнение инженерных изысканий, сбор исходных данных, разработка проектной и рабочей документации, выполнение работ по планировке и межеванию земельных участков, проведение экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости, а также при необходимости определение размера возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости в соответствии со ст. 56.8. Земельного кодекса РФ и размера убытков собственникам, землепользователям, арендаторам земельных участков, связанных с временным занятием земель.
Таким образом, установлено, что кроме выполнения работ по разработке проектной документации, подрядчику необходимо выполнить работы по инженерным изысканиям.
Однако данные работы - разработка проектной документации и проведение инженерных изысканий различны по своей специфике, методам исполнения, не связаны временем исполнения и требуют наличия свидетельств о допуске к работам.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 3 ст. 17 указанного Закона наряду с установленными ч. 1 указанной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 2 ст. 47 ГрК РФ установлено, что виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Также, исходя из требований конкурсной документации (п. 13 Информационной карты) следует, что потенциальный участник конкурса должен иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
То есть, для реализации своего права на участие в данной закупке и последующего выполнения работ участник закупки должен обладать двумя свидетельствами о допуске на осуществление двух разных видов работ - выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации, поскольку в противном случае отсутствие у участника того или иного свидетельства о допуске к выполнению работ влечет признание данной заявки участника не соответствующей требованиям конкурсной документации и положений действующего законодательства РФ, и, как следствие, ее отклонение.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация имеющая допуск к работам по организации подготовки проектной документации имеет допуск к работам по инженерным изысканиям.
Также необходимо отметить, что инженерные изыскания являются первоначальной самостоятельной стадией строительного проектирования, представляющей из себя перечень видов работ, целью проведения которых является дальнейшее решение вопроса о целесообразности осуществления в конкретном определенном случае строительства объекта капитального строительства, поскольку только результат инженерных изысканий может дать положительный либо отрицательный ответ о возможностях природных и технических условий для осуществления строительства объекта.
Таким образом, Комиссия считает, что при определении объекта закупки и формировании конкурсной документации заказчик должен учитывать последовательность, соответствующую определенному этапу (стадии) строительства. То есть, при подготовке строительства дорог автомобильных общего пользования, необходимо произвести инженерные изыскания как первоначальной самостоятельной стадии строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что проектные работы и работы по инженерным изысканиям не могут быть признаны технологически и функционально связанными между собой. Указанные работы относятся к различным специфическим видам деятельности, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ.
Вместе с тем, в связи с изменениями в законодательстве о градостроительной деятельности в отношении допусков СРО вступивших в силу с 01.07.2017 (Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации") Заказчик при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также проектных и изыскательских работ не вправе устанавливать требование о наличие у участников таких закупок свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ.
Вступившая в силу норма, предусматривает, что документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Таким образом, действия Заказчика по объединению в состав одного лота работ по разработке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий, а также установления требования о наличии у участника закупки свидетельства о членстве в СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования нарушают положения ч. 3 ст. 17 Закона "О защите конкуренции" и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Относительно второго довода жалобы, Заявитель сообщает, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с применением бальной системы оценки.
Так, согласно п. 2 Приложения N 1 к Информационной карте к нестоимостному критерию оценки заявок - "Квалификация участников закупки" относятся:
а) наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;
б) наличие квалифицированных трудовых ресурсов.
Количество баллов по показателю "наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" определяется в зависимости от количества у участника разработанных собственными силами и принятых заказчиком в период 2014-2016 проектов (проектной документации) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту пешеходных дорожек и автомобильных дорог (I-V технической категории). При этом аналогом считается контракт (договор), который включает в себя такие виды работ как разработка проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог (I-V технической категории) и пешеходных дорожек в условиях расположения площадки в сейсмических районах строительства (8 и более баллов) стоимостью не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта, в рамках одного контракта, одного договора, который принят заказчиком в период 2014-2016.
По мнению Заявителя, установленное Заказчиком требование в отношении предоставления участниками закупки в качестве подтверждения наличия опыта проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту пешеходных дорожек и автомобильных дорог (I-V технической категории) разработанных собственными силами этого участника, является незаконным и противоречащим нормам законодательства в сфере закупок.
В связи с чем, Заказчику был направлен запрос о разъяснении указанного требования. Из ответа следует, что Заказчиком не будут приниматься к учету и оценке контракты (договора) на выполнение работ, аналогичных предмету закупки, выполненных участником (генподрядчиком) с привлечением подрядных организаций (субподрядчиков), а также договора на выполнение работ, аналогичных предмету закупки, по которым участник закупки являлся субподрядчиком, при этом весь объем работ был выполнен непосредственно силами участника закупки.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Однако не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 04.08.2017) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
Соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 указанного постановления.
Иных требований Законом о контрактной системе не предусмотрено, как и не содержится запретов либо ограничений относительно возможности предоставления в качестве подтверждения наличия у участника опыта в успешном выполнении работ аналогичных предмету закупки субподрядных контрактов (договоров), в рамках которых данный участник закупки выступал либо субподрядчиком либо генподрядчиком.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование в отношении предоставления участниками закупки в качестве подтверждения наличия опыта проектов разработанных собственными силами, является незаконным и нарушающим положения ч. 2 ст. 8 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Наряду с изложенным, жалоба содержит информацию об отсутствии сведений в проекте муниципального контракта о сроках и порядке оплаты I, II и III этапов работы по контракту, а также противоречивые сведения относительно сроков подписания акта сдачи-приемки проектных работ.
Так, согласно п.3.4 проекта муниципального контракта "Оплата производится поэтапно:
- в размере 70-ти % от цены контракта за выполненные работы I, II и III этапов работ на основании подписанного акта сдачи-приемки выполненных работ;
- в размере 30-ти % от цены контракта за выполненные работы IV и этапов работ после получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и по проверке достоверности определения сметной стоимости в течение 10 рабочих дней от даты фактической передачи проектной продукции на основании подписанного акта приема - передачи по накладной проектной продукции".
То есть, в указанном пункте контракта отсутствует четкое указание на срок, в который будет осуществлена Заказчиком оплата работ по I, II и III этапам.
Часть. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 указанного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты
Таким образом, не соблюдение Заказчиком требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе нарушают положения данной статьи.
Кроме того, п. 4.4 проекта муниципального контракта установлено, что Заказчик обязан осуществить приемку выполненных работ и рассмотрение представленной документации не позднее 10 рабочих дней с момента ее получения, при этом в случае отсутствия замечаний и несоответствий в представленной документации, Заказчик не позднее последнего дня указанного периода обязан подписать акт сдачи-приемки проектных работ (этапа работ), при этом согласно абзаца 4 п. 4.4 проекта муниципального контракта "....Подписание акта приема-передачи по накладной производится после предоставления полного комплекта передаваемой документации с положительными заключениями государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и по проверке достоверности определения сметной стоимости".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения проекта муниципального контракта содержат в себе противоречивые условия, которые могут повлечет обстоятельства, связанные с ненадлежащем исполнением условий контракта со стороны исполнителя и как следствие наступление финансовых обязательств перед Заказчиком в виде пени или штрафа. Помимо этого, установленные противоречия в документации вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, что в свою очередь влечет/может повлечь ограничение конкуренции среди участников закупки, что не допускается положениями п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контактной системе.
4. В отношении расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) сообщаем следующие.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе обжалуемые действия заказчика в части обоснования НМЦК не относятся к компетенции Сахалинского УФАС России.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Управление не осуществляет контроль в отношении обоснования начальной максимальной цены контракта, указанные полномочия относятся к ведению Министерства финансов Сахалинской области.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НефтеГазКомплект" на положения конкурсной документации, утвержденной - Администрация муниципального образования "Курильский городской округ" при определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "выполнение проектных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Курильск-Рейдово, о. Итуруп" (Подъезд к складу ГСМ с. Китовое) (II пусковой комплекс)" (извещение N 0361300010717000039) - обоснованными.
2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования "Курильский городской округ" нарушившим положения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 31 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии В.А. Гришечкина
С.А. Дубровина
Исп. Гришечкина В.А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 августа 2017 г. N 256/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017