Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЕВРО-СТРОЙ" на действия государственного заказчика - ГКУ "Управления капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317001625 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г.Алагире, Алагирского района РСО-Алания" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15 августа 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЕВРО-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. В пункте 4.2.6 проекта контракта указано: Заказчиком установлены возможные виды и объемы работ из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление) , которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
В соответствии с пп. "а" п.2 Постановления установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке. Однако, такие сведения в документации о закупке отсутствуют.
2. В пункте 4.2.6 проекта контракта указано: Заказчиком установлены возможные виды и объемы работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц. Подрядчиком определяются конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, и включаются в государственный контракт, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
У Заявителя отсутствует понимание от цены какого государственного и(или) муниципального контракта высчитывать 15%.
3. В пункте 5.1.10 проекта контракта указано: привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Однако в соответствии с ч.2 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 ст.30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Таким образом, при наличии требования в проекте контракта, документацией об аукционе также должно быть установлено данное требование, однако оно в документации об аукционе не определено.
4. В пункте 3.5 проекта контракта указано: Расчеты за выполненные работы осуществляются путем перечисления денежных средств, в течение 30 дней после подписания акта приемки выполненных работ, акта сдачи-приемки поставленного оборудования, счета и (или) счета-фактуры. Окончательный расчет производится в течение 30 дней после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке, а также после получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию или подписания акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта.
В соответствии с положениями ст.34 Закона о контрактной системе условия оплаты являются существенными и должны содержаться в проекте контракта.
Однако установленный в проекте контракта порядок оплаты не позволяет идентифицировать сроки ее осуществления, т.к. в разных абзацах оплата поставлена в зависимость от наступления различных событий, что противоречит требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Исходя из положений ст.110.2 Закона о контрактной системе проект контракта по предмету закупки должен содержать: Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с положениями ст.34 Закона о контрактной системе проект контракта должен содержать порядок приемки выполненных работ.
В проекте контракта документации об аукционе указано: п.4.2.4 Заказчик обязан организовывать приемку законченного строительством объекта и обеспечивать его ввод в эксплуатацию.
Положениями ст.110.2 Закона о контрактной системе установлено: Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, с учетом того, что проектом контракта установлены условия принятия работ и их оплаты с учетом ввода объекта в эксплуатацию, в проекте контракта отсутствуют установленные ст.110.2 Закона о контрактной системе сроки осуществления заказчиком обеспечения ввода объекта в эксплуатацию, что фактически свидетельствует не установлению срока приемки работ.
ГКУ "УКС РСО-Алания" в объяснении по существу жалобы указало, что:
1. Контракт заключается на условиях, указанных в аукционной документации, в состав которой и входит проект контракта.
2. Предметом Аукциона является выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" и исходя из аукционной документации и предмета контракта, очевидно, что речь в проекте контракта идет именно о государственном контракте.
3. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанная норма была соблюдена Заказчиком.
4. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно указанной нормы, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Указанный порядок оплаты за выполненные работы в проекте государственного контакта не противоречит статье 34 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно, согласно статье 711 Гражданского кодекса РФ. Разбивка на этапы и оплата этапа выполненных работ не противоречит законодательству.
5. Акт ввода в эксплуатацию объекта является итоговым документом подтверждающим окончание строительства объекта, исходит от заказчика и никак не связан со сроками приемки работ. Порядок сдачи приемки выполненных работ от подрядчика к заказчику установлен разделом II проекта государственного контракта.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 14 июля 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317001625 о проведении Аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" и Аукционную документацию по указанному Аукциону.
18 и 28 июля 2017 года Управление РСО-Алания разместило в ЕИС изменения, внесенные в извещение N0310200000317001625 о проведении Аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 года N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N570), утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N570, возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке. Конкретные виды и объемы работ из числа вышеуказанных видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Согласно пункту 4.2.6 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, заказчиком установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, а именно:
- подготовительные работы;
- земляные работы;
- устройство кровли;
- фасадные работы, и т.д.
Пунктом 4.2.6 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации также установлено, что Подрядчиком определяются конкретные виды и объемы работ из числа вышеуказанных видов и объемов работ, и включаются в государственный контракт исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении не менее 15% цены контракта, согласно Приложению N2 к проекту контракта.
Кроме того, в Приложении N2 к проекту контракта указано, что в совокупном стоимостном выражении такие работы должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта.
Учитывая, что в силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации, Аукционная документация по Аукциону соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N570.
2. В силу части 5 статьи 30 закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 5.1.10 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации указано, что подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Учитывая, что в силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации, Аукционная документация по Аукциону соответствует требованиям части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно пункту 3.5 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, расчеты за выполненные работы осуществляются путем перечисления денежных средств, в течение 30 дней после подписания акта приемки выполненных работ, акта сдачи-приемки поставленного оборудования, счета и (или) счета-фактуры. Окончательный расчет производится в течение 30 дней после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке, а также после получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию или подписания акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта.
То есть, Аукционная документация, неотъемлемой частью которой является проект контракта, соответствует требованиям части 13 статьи 34 и части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит требования о включении в проект контракта сроков осуществления заказчиком обеспечения ввода объекта в эксплуатацию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЕВРО-СТРОЙ" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000317001625 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания".
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 августа 2017 г. N А195-08/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017