Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ": Кузнецова И.С., Соколовой К.С.,
ООО "Рельеф": Солониной М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг аутсорсинга персонала по поддержанию санитарно-гигиеничекого режима (Закупка N 0373200017416000512) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/41386/17 от 16.08.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к используемым при оказании услуг товарам и материалам, таким как:
- В п.4 "Средство для дезинфекции" установлены характеристики - "Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО); Массовая доля активного кислорода; Средняя смертельная доза при нанесении на кожу", также Заказчиком в составе аукционной документации установлены характеристики подобного характера по п.2 "Жидкое средство на кислотной основе", п.3 "Средство для мытья и устранения запахов", п.7 "Антибактериальное средство с активным хлором", п.8 "Универсальное обезжиривающее средство", п.9 "Средство для мытья с эффектом блеска", п.10 "Очиститель", п.11 "Универсальный спрей-очиститель", п.13 "Средство для удаления пятен на различных поверхностях", п.16 "Полироль", п.17 "Специальное средство для трудносмачиваемых полов", п.20 "Средство для чистки поверхностей из металла", п.21 "Средство для очистки межплиточных швов", п.23 "Средство моющее для полов", п.28 "Дезинфицирующее средство (кальция гипохлорит)", п.30 "Высокоэффективное моющее средство", п.31 "Мыло жидкое", п.32 "Средство для влажной уборки", п.33 "Универсальное моющее средство для стен", п.38 "Моющее средство, не требующее смывания", п.39 "Многоцелевое безводное средство для удаления чёрных полос от обуви", п.41 "Моющее средство для душевых кабин", п.43 "Средствомоющее для ручной, машинной мойки", п.50 "Дезинфицирующие моющее средство для полов", п.54 "Моющее средство для окрашенных поверхностей", п.56 "Обезжиривающее средство для полов", п.59 "Дезинфицирующее средство", п.61 "Мыло жидкое", п.63 "Средство для очистки изделий из стекла", п.67 "Универсальное средство для очистки с защитным эффектом", п.71 "Концентрированное жидкое низкопенное кислотное дезинфицирующее средство", п.74 "Универсальное средство для ежедневного ухода за всеми моющимися поверхностями", п.76 "Универсальное моющее средство для очистки и придания глянца стеклянным и зеркальным поверхностям", п.77 "Специальное средство для уборки трудносмачиваемых полов", п.80 "Комплексное средство для удаления сложных загрязнений", п.84 "Средство для чистки линолеума", которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью, из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Также в своей жалобе Заявитель указывает, что все вышеперечисленные параметры определяются исключительно по результатам испытания партии товара, так, параметры "Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг, Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг, Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м3, Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО), Зона острого действия, Зона хронического действия" в соответствии с Приложением ГОСТ 12.1.007-76: Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны определяется по ГОСТ 12.1.005; Зона острого действия - Отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной (пороговой) концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций. Вместе с тем, Заказчиком требует указывать "Класс опасности" из которого однозначно следуют допустимые значения данных параметров, таким образом, указание "Класса опасности" является достаточным требованием.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления к характеристикам товаров, которые не предоставляется возможным определить на момент подачи заявки.
Также Заказчиком в п.2 "Жидкое средство на кислотной основе" установлены следующие характеристики товаров: "Уровень аэробного биологического разложения по двуокиси углерода и по общему органическому углероду: от 60* %", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку требуемом параметре установлены совместно значения для двух разных характеристик товара и параметры "Полная биоразлагаемость по двуокиси углерода" и "Полная биоразлагаемость по общему органическому углероду" являются независимыми и в соответствии с Техническим Регламентом "Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии" имеют различные допустимые значения, а именно: п.11 технического регламента "уровень полного биологического разложения поверхностно-активных веществ, входящих в состав синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, должен составлять не менее 60% (по двуокиси углерода) или не менее 70% (по общему органическому углероду)".
Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования, которым в совокупности не соответствует ни один реальный товар, например как:
- В п. 5 "Чистящее средство для кафеля":
-Свойства: Должно уничтожать возбудителей стафилококка и кишечных инфекций. Не должно содержать хлор,
-Состав: содержит НПАВ; АПАВ,
-Содержание щавелевой кислоты: должно быть 5 %,
-Содержание соляной кислоты: должно быть < 5 %,
-Агрегатное состояние: должна быть жидкость,
-рН 1% водного раствора: от 1* до 5 единиц,
-Плотность: от 1.01 до 1.07 г/см3,
-Класс опасности: 3;4 класс,
-Неионогенный ПАВ: должно быть 10 %,
-Анионный ПАВ: не должно быть > 16 %, также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ Р 51696-2000, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 32478-2013, при этом, на рынке современных средств нет ни одного средства со всеми требуемыми характеристиками, имеющего в своем составе только НПАВ или АПАВ. Производители таких товаров не указывают "Класс опасности", "Содержание щавелевой кислоты" и соответствие всем 3-м ГОСТ, требуемых Заказчику. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что требования к товарам совокупности требований которых не подходит ни один производитель установлены по п. 8 "Универсальное обезжиривающее средство", п. 11 "Универсальный спрей-очиститель", п. 14 "Средство для чистки унитазов".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые не соответствуют требуемым областям их применения в соответствии с техническим заданием, в частности по п.2 "Жидкое средство на кислотной основе":
-Показатель рН в концентрате, в растворе: от 0.5* до 1.5* единиц,
-Состав: должны быть неионогенные ПАВ < 5. Органические или неорганические кислоты. C2H5OH 4, NH3 5, ингибитор коррозии %,
-Уровень аэробного биологического разложения по двуокиси углерода и по общему органическому углероду: от 60* %,
-Массовая доля соляной кислоты: не должна быть > 20 %,
-Свойства: возможно отсутствие этилового спирта, спиртосодержащих смесей, при этом, согласно технического задания, данное средство применяется в 19 работах по "протирке пола", например: "Мытье пола в санузлах", "Протирка пола в санузлах". По параметрам "показатель рН" и наименованию товара дословно подходит только одно средство - "Venox-matic" производства Kiehl. При этом, введены в состав "C2H5OH 4, NH3 5", так как эти компоненты (этиловый спирт и аммиак) являются типичными для средств для мытья стекол. При этом, согласно области применения: "Применяется для эффективного удаления накипи с кислотостойких предметов и поверхностей например, бытовых приборов, нагревательной аппаратуры, посудомоечных машин и теплообменного оборудования на предприятиях по производству и переработке пищевых продуктов". Таким образом, мытье полов средством для очистки посудомоечных машин не соответствует действующим требованиям СанПиН, в частности 2.1.3.1375-03. Кроме того, Заказчиком установлены требования к характеристикам используемых при оказании услуг товарам, подобного характера по п.3 "Средство для мытья и устранения запахов", п.13 "Средство для удаления пятен на различных поверхностях", п.24 "Средство для удаления ржавчины", которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к используемым при оказании услуг товарам подобным образом, а также затруднился пояснить совокупности вышеуказанных требований какие товары предоставляется возможным использовать при оказании услуг, которые бы соответствовали требованиям установленным Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что у участника нет объективной возможности определить потребность Заказчика, так как описание объекта закупки носит необъективный характер, в частности:
- п. 3 "Средство для мытья и устранения запахов - "Предупредительная маркировка в виде текста: наличие;отсутствие"; "Предупредительный символ: наличие;отсутствие", из установленных требований следует, что Заказчику безразлично наличие или отсутствие свойства, таким образом в установлении данных требований нет объективной потребности. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что требования подобного характера установлены по п.15 "Средство для генеральной уборки помещений", п.18 "Средство для удаления известкового налета", п.22 "Многофункциональное концентрированное средство", п.30 "Высокоэффективное моющее средство", п.35 "Концентрированное средство для удаления локальных загрязнений", п.39 "Многоцелевое безводное средство для удаления чёрных полос от обуви", п.52 "Моющее средство для деревянных поверхностей", п.55 "Очищающее средство для ручной уборки", п.64 "Средство для глубокой чистки ковровых покрытий", п.66 "Средство для очистки и отбеливания", п.75 Жидкое щелочное "моющее средство для ручной и машинной мойки полов".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчик пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с государственными стандартами, а также данные характеристики известны широкому кругу участников закупки, что также позволяет указать данные сведения и заполнить первую часть заявки на участие в данном аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных, избыточных требований к используемым при оказании услуг товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.С. Спирякова
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2017 г. N 2-57-9900/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017