Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ": Е.В. Нерсисян,
ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
в присутствии третьего лица: М.А. Солониной,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание установок приточной вентиляции, системы кондиционирования воздуха (Закупка N 0373200024417000190) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/41359/17 от 16.08.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, так, например:
- В п. 1 "Смазка солидол жировой" установлены требования: "Температура каплепадения", "Вязкость эффективная при 0°С и среднем градиенте скорости деформации", "Пенетрация при 25 С с перемешиванием (60 двойных тактов)", "Предел прочности на сдвиг при 50 °С", "Температура вспышки смазки", "Предельно допустимая концентрация паров масляной основы смазки в воздухе производственного помещения";
- В п. 2 "Болты строительные с гайками и шайбами" установлено требование: "Твердость шайб";
- В п. 3 "Ветошь" установлены требования: "Нормированная влажность", "Зольность";
- В п. 4 "Смазка густая (типа "Литол")" установлены требования: "Вязкость при +40°С", "Вязкость при +100 °С ", "Температура каплепадения", "Пенетрация при 25°С с перемешиванием", "Предел прочности при 20°С; при 80°С", "Коллоидная стабильность, выделенного масла", "Испаряемость при 120°С";
- В п. 5 "Ацетилен технический" установлены требования: "Массовая концентрация водяных паров при температуре 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.)", "Временное сопротивление разрыву", "Относительное удлинение", "Ударная вязкость", "Твердость по Бринеллю";
- В п. 6 "Керосин" установлены требования: "Фракционный состав: 10% перегоняется при температуре", "Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре", "Фракционный состав: 90% перегоняется при температуре", "Фракционный состав: 98% перегоняется при температуре", "Кислотность", "Зольность", "Концентрация фактических смол", "Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле";
- В п. 8 "Битумный лак Бт-577" установлены требования: "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при 20,0 _ 0,5°С", "Время высыхания пленки до степени 3 при 20_2 °С", "Время высыхания пленки до степени 3 при 100 -110 °С", "Твердость пленки по маятниковому прибору М-3", "Эластичность пленки при изгибе", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20 2 ° С", "Стойкость пленки к статическому воздействию 3 %-ного раствора NaCl при 20 2 °С";
- В п. 10 "Краски масляные жидкотертые" установлены требования: "Условная вязкость краски (в диапазоне) по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре 20,00,5 °С", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б)", "Укрывистость невысушенной пленки", "Степень перетира", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре 202 °С", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3", "Расход краски на однослойные покрытия в интервале", "Условная светостойкость пленки", "Время высыхания до степени 3 при температуре 202 °С";
- В п. 11 "Сурик железный" установлены требования: "Степень перетира", "Плотность", "Укрывистость невысушенной пленки краски", "Твердость пленки, по маятниковому прибору типа типа ТМЛ (маятник Б)", "Время высыхания при температуре (20_2) °С до степени 3";
- В п. 12 "Олифа "оксоль" установлены требования: "Условная вязкость олифы по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0 _ 0,5)°С", "Температура вспышки олифы в закрытом тигле", "Время высыхания олифы до степени 3 при t° 202°С", "Отстой олифы по объему", "Количество растворителя олифе", "Концентрационные пределы воспламенения растворителя, верхний", "Температура вспышки растворителя", "Температура самовоспламенения растворителя", "Концентрационные пределы воспламенения растворителя, нижний", "Кислотное число олифы", "Температура самовоспламенения олифы", "Расход олифы на 1 слой";
- В п. 13 "Прокладка уплотнительная паронитовая" установлены требования: "Плотность", "Условная прочность при разрыве в поперечном направлении", "Увеличение массы в жидких средах, воде при температуре100 °С в течение 5 ч", "Увеличение массы в жидких средах, керосине при температуре23 °С в течение 5 ч", "Сжимаемость при давлении 35 Мпа (350 кгс/см2)", "Восстанавливаемость после снятия давления 35 Мпа (350 кгс/см2)", "Предельное отклонение по толщине";
- В п. 14 "Прокладки резиновые уплотнительные" установлены требования: "Средняя плотность прокладок", "Сопротивление сжатию", "Остаточная деформация при сжатии", "Водопоглощение", "Температурный предел хрупкости";
- в п. 15 "Шайбы для болтов" установлено требование: "Отклонение по толщине";
- В п. 16 "Шнур асбестовый, общего назначения" установлено требования: "Результирующая линейная плотность";
- В п. 17 "Электроды" установлены требования: "Относительное удлинение (механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла)", "Разность толщины покрытия электродов в диаметрально противоположных участках электрода", "Число внутренних пор и шлаковых включений в месте их наибольшего скопления на 100 мм длины шва в однопроходном шве", "Число внутренних пор и шлаковых включений в месте их наибольшего скопления на 100 мм длины шва в многопроходном шве", "Отклонения по длине зачищенного от покрытия конца", "Ударная вязкость (механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла)".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Кроме того, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к указаниям конкретных показателей характеристик товаров, которые напрямую зависят от конкретного типа товара. Так, например, в п. 15 "Шайбы для болтов" установлены требования: "Марка стали" "Класс точности", "Диаметр отверстия", "Исполнение", "Толщина", "Отклонение по толщине", при этом, согласно п. 1.1 ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров являются только показатели "Марка стали", "Класс точности", "Исполнение", указываемые в условном обозначении шайб. При этом, значения остальных показателей напрямую зависят от марки стали, класса точности и исполнения шайбы. Таким образом, зная значения показателей "Марка стали", "Класс точности", "Исполнение", становятся известны остальные характеристики шайб.
Аналогичные требования установлены Заказчиком к товару по п.2 "Болты строительные с гайками и шайбами".
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Инструкции установлены положения, вводящие участников закупки в заблуждение, а именно:
- "Слова ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, > указанного значения";
- "Слова "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, < указанного значения";
- "Слова ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, > указанного значения или равный ему";
- "Слова "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, < указанного значения или равный ему";
- "Слова "Не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, < указанного значения";
- "Слова "Не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, > указанного значения".
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
По мнению Заявителя, установление подобным образом положений инструкции по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение и не позволяют определить потребность Заказчика, поскольку обозначение символов ">", "<" описывается Заказчиком двумя разными способа, обозначающие разные требования к предоставляемым сведениям: с включением крайнего значения и без его включения. Кроме того, трактование слов "не выше", "не ниже" установлено Заказчиком вопреки общеприняты понятиям русского языка и дублирует требования использования символов "">" и "<" без указания крайнего значения.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2017 г. N 2-57-9894/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017