Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы ГП N 170 ДЗМ: А.А. Босатина, а также при участии представителя ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы ГП N 170 ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт помещений ГБУЗ г. Москвы ГП N170 ДЗМ (Филиал N2 - 2-4 этажи) (Закупка N 0373200310217000031) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/42050/17 от 21.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам по п. 2, п.3, п. 6, п. 7, п. 9, п.13, п. 22, п.23, п.25, п.26, п.27, п.32, п.33, п.34, п.35, п.36, п.43, п.45, п.48, п.49, п.53, п.54, п.55, п.57, п.58, п.60, п.64, п.65, п.66, п.67, п.69, п.71, п.73, так например, по товару по п.3 "Олифа": "Расход краски на один слой"; п.64 "Трубы тип 2": "Прочность (Сопротивление сжатию при +20°С, механическая прочность при +20°С); Диэлектрическая прочность (50 Гц, в течение 15 минут)".
Конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по характеристикам вышеуказанных товаров представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Например, показатель характеристики "Время высыхания" для товара п.3 "Олифа" регламентирует ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)", согласно которому время и степень высыхания определяют при (202) °C и относительной влажности воздуха (65
5)% на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после естественной или горячей сушки нанесенного слоя лакокрасочного материала.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенный пример подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления Заказчиком неправомерных требований о предоставлении участниками закупки в первых частях заявки конкретных значений характеристик товаров по п.3, п.5, п.7, п.10, п.11, п.15, п.20, п.21, п.22, п.24, п.30, п.38, п.40, п.43, п.46, п.50, п.51, п.54, п.60, п.67, п.68, п.71, п.72, так например, для товара п.14 "Шурупы тип 1" такие параметры как "Внутренний диаметр резьбы d2", "шаг резьбы Р", "Диаметр головки D", "Высота головки", "Номер крестообразного шлица", "Теоретическая масса 1000 штук шурупов" установлены в зависимости от параметров "Диаметр резьбы d", "Головка шурупа", "Длина шурупа l", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использовании при оказании услуг товара на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой", Заказчику заведомо известны значения параметров 2) "Внутренний диаметр резьбы d2", "шаг резьбы Р", "Диаметр головки D", "Высота головки", "Номер крестообразного шлица", "Теоретическая масса 1000 штук шурупов".
Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер и нарушает п.1, п.2, ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые требования к товарам, а именно к товарам по п. 53 "Смесь сухая тип 3": "Вяжущий портландцемент; Класс по применяемым вяжущим", при этом в качестве вяжущего требуется только цемент; п. 73 "Доски": "Древесина тип сухая", "Влажность до 25 %", при этом согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород" пиломатериалы отборного, 1, 2, 2-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%); п.3 "Олифа": "Вид олифы ОВ; КМБ; ОПВ", "Растительное масло, применяемое для изготовления олифы льняное, конопляное; подсолнечное, кукурузное", поскольку положения аукционной документации одновременно допускают и не допускают применение олифы вида, соответствующему ГОСТ 32386 "Товары бытовой химии"; п.57 "Доводчики дверные": "соответствие ГОСТ 28456-90", при этом, ГОСТ 28456-90 "Дюбели распорные строительно-монтажные" не регламентируют свойства требуемого товара; п. 73. "Доски": "Толщина 24 - 35 Мм", поскольку значение указанного параметра не может иметь диапазонное значение; п.71. "Шкурка шлифовальная": "Зернистость шкурки 50- М40*",поскольку значение указанного параметра не может иметь диапазонное значение; п.14. "Шурупы тип 1", 20. "Шурупы тип 2", "Шурупы тип 3": "Головка шурупа С полукруглой головкой; с потайной головкой", при этом шуруп с полукруглой головкой применяться не могут, так как в аукционной документации установлено требование о соответствии вышеуказанных товаров ГОСТ 11454-80 "Шурупы с потайной головкой"; п.64. "Трубы тип 2": "Внешний диаметр 32; 40,;50 мм", поскольку из примененных условных обозначений невозможно определить возможные значения показателя, По мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными , поскольку установление требований таким образом могут вводить участников закупки в заблуждение, что может ограничить количество участников закупки в электронном аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 21.08.2017 на сайте Единой информационной системы Заказчиком опубликовано разъяснение, согласно которому Заказчиком были допущены технические ошибки относительно товаров по п.64, п.71, п.73. Кроме того, Заказчик затруднился пояснить и обосновать установления в аукционной документации требований "Вяжущее: портландцемент"; "Класс по применяемым вяжущим: Простые; сложные" к товару по позиции "Смесь сухая тип 3".
Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным товарам носит неправомерный характер и нарушает п.1, п.2, ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ г. Москвы ГП N 170 ДЗМ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 и п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 августа 2017 г. N 2-57-10135/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017