На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена внеплановая проверка действий ГБУЗ "ДГП N 11 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУЗ "ДГП N 11 ДЗМ" (Закупка N 0373200061917000027).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
А.В. Гордуз - Заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок,
А.С. Спирякова - Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
И.С. Максимов - Главный специалист-эксперт отдела отдела обжалования государственных закупок,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) о нарушении Закона о контрактной системе ГБУЗ "ДГП N 11 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУЗ "ДГП N 11 ДЗМ" (Закупка N 0373200061917000027).
Вместе с тем, указанная жалоба отозвана Заявителем в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе (вх. 39719-ЭП/17 от 18.08.2017).
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанных аукционов.
На основании п.1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчиком в п.3.2 проекта государственного контракта указано следующее: "Подрядчик вправе досрочно выполнить работы по согласованию с Заказчиком. Подрядчик не вправе досрочно выполнить работы", что не позволяет участникам закупки однозначно определить право досрочного выполнения работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В Приложении N1 Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности по п.38 "БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Температура вспышки", также Заказчиком установлены характеристики подобного характера по п.14 "СМЕСИ СУХИЕ тип 3", п. 17 "СМЕСИ СУХИЕ тип 5", п.22 "СМЕСИ СУХИЕ тип 6", п.29 "СМЕСИ СУХИЕ тип 4", п.61 "СМЕСИ СУХИЕ тип 2", п.69 "СМЕСИ СУХИЕ тип 1", п.78 "СМЕСИ СУХИЕ тип 8", п.89 "ПЛИТЫ АКУСТИЧЕСКИЕ", п.101 "СМЕСИ СУХИЕ тип 11", п.108 "ШТУКАТУРКА", п.109 "КРАСКА ВОДНО-ДИСПЕРСИОННАЯ тип 1", п.118 "СМЕСИ СУХИЕ тип 7", п.123 "СМЕСИ СУХИЕ тип 10", п.126 "ШПАТЛЕВКА КЛЕЕВАЯ", п.133 "ПЛИТЫ КЕРАМИЧЕСКИЕ", п.135 "МАССА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ", которые также могут вводить участников закупки в заблуждение.
Вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседание Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки не имея товар в наличии. Вместе с тем, в частности по п.38 "БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Температура вспышки", при этом согласно ГОСТ 6617-76 Битумы нефтяные строительные. Технические условия" температура вспышки определяется по ГОСТ 4333 "Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле".
Поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Заказчиком, например, в п.5 "ТРУБЫ тип 4" установлены требования к характеристикам, таким как: "Точность изготовления; Условный проход; Тип труб; Толщина стенки труб; Наружный диаметр; Трубы; Резьба на трубах; Резьба нанесена; Длина труб; Длина резьбы до сбега", которые могут вводить участников закупки в заблуждение, поскольку для данного товара Заказчиком установлены 10 показателей. Однако согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 7 из них, а именно "Точность изготовления", "Условный проход", "Тип труб", "Трубы", "Резьба на трубах", "Резьба нанесена на", "Длина труб". Значения показателей "Толщина стенки труб", "Наружный диаметр", "Длина резьбы до сбега" определяются согласно приведенным ГОСТам - в таблицах, все они зависят исключительно от значений первых семи показателей и по своей сути являются вторичными (излишними). Таким образом, выражая своё согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик товаров требованиям государственных стандартов. Их перечень установлен заказчиком в инструкции по заполнению заявки и является частью аукционной документации.
Также, Заказчиком согласно инструкции по заполнению в "форме 2": "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 2768-84,ГОСТ Р 55878-2013 ГОСТ 2162-97 ГОСТ 6456-82 ГОСТ 50345-2010 ГОСТ 17675-87 ГОСТ 19034-82 ГОСТ 21930-76 ГОСТ 21931-76 ГОСТ Р 51326.1-99 (МЭК 61008-1-96) ГОСТ 17299-78 ГОСТ Р 53325-2012 ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) или которые указаны по тексту таблицы". Однако, материалы, требуемые Заказчику не соответствуют данным государственным стандартам, например: ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия", при этом, в "форме 2" данный материал отсутствует.
Также в техническом задании имеется список других ГОСТ и другая "инструкция по заполнению", что заведомо вводит участника в заблуждение, также в техническом задании указано "Пункт 67 ГОСТ 10503-71 (Краски масляные, готовые к применению.)", однако в "форме 2" пункт 67 это "ПОЛКИ ДЛЯ НАВЕСНЫХ ВЕНТИЛИРУЕМЫХ ФАСАДОВ"; "Пункт 87 ГОСТ 7473-2010", однако в "форме" пункт 87 это "СМЕСИТЕЛЬ тип 1", что может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с Законом о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБУЗ "ДГП N 11 ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУЗ "ДГП N 11 ДЗМ" (Закупка N 0373200061917000027) нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Заместитель председателя Комиссии Управления: |
|
А.В. Гордуз |
Член Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Член Комиссии Управления:
|
|
И.С. Максимов |
Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2017 г. N 2-57-9898/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017