Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДГП N 86 ДЗМ": А.Ю. Тумакова
ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
третьих лиц: М.А. Ильичева,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 86 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению комплексной технической эксплуатации зданий, планово-предупредительный ремонт систем вентиляции и техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования в ГБУЗ "ДГПN 86 ДЗМ" (Закупка N0373200116217000024) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/41801/17 от 18.08.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации избыточных требований к товарам, так как значения таких показателей устанавливаются только при проведении испытании товаров, в том числе таких как:
N п./п |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
34 |
Лента поливинилхлоридная электроизоляционная. Тип 2 |
Температура хрупкости: |
не выше -30 |
40 |
Лента поливинилхлоридная электроизоляционная. Тип 3 |
Температура хрупкости: |
не выше -30 |
48 |
Лента поливинилхлоридная электроизоляционная. Тип 1 |
Температура хрупкости: |
не выше -30 |
60 |
Фильтры воздушные грубой очистки карманные. Тип 2. |
производительность |
от 1700* до 2500* |
69 |
Смеси сухие цементные водостойкие для затирки межплиточных швов. Тип 2 |
Морозостойкость |
>30 |
77 |
Плиты акустические |
Влагостойкость |
более 90 |
|
|
Звукоизоляция: |
не менее 32 |
85 |
Смеси сухие цементные водостойкие для затирки межплиточных швов. Тип 1 |
Морозостойкость |
>30 |
88 |
Фильтры воздушные тонкой очистки карманные. Тип 1. |
производительность |
от 2700* до 2816 |
94 |
Фильтры воздушные грубой очистки карманные. Тип 1. |
производительность |
от 1800 до 2858 |
101 |
Монтажная пена "Makroflex" или эквивалент |
Плотность |
>15 |
120 |
Лак битумный |
Расход для металлических поверхностей |
до 0,2* |
|
|
Расход для бетонных, деревянных поверхностей |
менее 0,35 |
130 |
Фильтры воздушные тонкой очистки карманные. Тип 2. |
производительность |
от 2615 до 2764 |
152 |
Фильтры воздушные грубой очистки карманные. Тип 3. |
производительность |
от 3800 до 3900 |
159 |
Облучатель бактерицидный |
Уровень звуковой мощности: |
|
162 |
Смеси сухие цементно-песчаные для плиточных работ, клеевые |
Морозостойкость |
не менее 50 |
125 |
Дезинфицирующее средство |
Алкилдиметилбензиламмония хлорид: |
до 5 |
|
|
Полигексаметиленгуанидина гидрохлорид: |
до 5,5 |
|
|
Дидецилдиметиламмония хлорид: |
от 3 до 8 |
|
|
Массовая доля ЧАС: |
Не менее 4 |
|
|
Показатель рН: |
Не более 7 |
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам являются важными качественными и функциональными характеристиками товаров, а также указываются производителями товаров на официальных сайтах, а также присутствуют на упаковке товаров, в том числе такой показатель как "температура хрупкости" указывается непосредственно на самой упаковке ленты поливинилхлоридной электроизоляционной. Также, в частности, дезинфицирующее средство подлежит обязательной государственной и регистрации и в инструкциях по эксплуатации указываются все вышеперечисленные характеристики.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров. Также в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены требования к излишним показателям товара, так как значения таких показателей напрямую зависят от иных характеристик товара, которые, в свою очередь, являются основными определяющими характеристиками.
Так, к товару п. 164 "Труба стальная водогазопроводная. Тип 2" установлены следующие требования:
164 |
Труба стальная водогазопроводная. Тип 2 |
Наружный диаметр |
75,5 или 88,5 или 101,3 |
|
|
Толщина стенки трубы |
от 3,2* до 4,5* |
|
|
Применение |
для водопроводов, газопроводов и систем отопления и для деталей водопроводных и газопроводных конструкций |
|
|
Условный проход |
65 или 80 или 90 |
|
|
Длина трубы |
от 4* до 10 |
|
|
Серия |
легкая; усиленная; обыкновенная |
Согласно доводам жалобы, показатели "Наружный диаметр" и "Толщина стенки трубы" являются излишними, поскольку их значение напрямую следует из значения показателей "Условный проход" и "Серия", что подтверждается данными таблицы 1 ГОСТ 3262-75, которому установлено соответствие данного товара:
Условный проход |
Наружный диаметр |
Толщина стенки труб |
Масса 1 м труб, кг |
|
||||||
легких |
обыкновенных |
усиленных |
легких |
обыкновенных |
усиленных |
|||||
6 |
10,2 |
1,8 |
2,0 |
2,5 |
0,37 |
0,40 |
||||
8 |
13,5 |
2,0 |
2,2 |
2,8 |
0,57 |
0,61 |
||||
10 |
17,0 |
2,0 |
2,2 |
2,8 |
0,74 |
0,80 |
||||
15 |
21,3 |
2,35 |
- |
- |
1,10 |
- |
||||
15 |
21,3 |
2,5 |
2,8 |
3,2 |
1,16 |
1,28 |
||||
20 |
26,8 |
2,35 |
- |
- |
1,42 |
- |
||||
20 |
26,8 |
2,5 |
2,8 |
3,2 |
1,5 |
1,66 |
||||
25 |
33,5 |
2,8 |
3,2 |
4,0 |
2,12 |
2,39 |
||||
32 |
42,3 |
2,8 |
3,2 |
4,0 |
2,73 |
3,09 |
||||
40 |
48,0 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
3,33 |
3,84 |
||||
50 |
60,0 |
3,0 |
3,5 |
4,5 |
4,22 |
4,88 |
||||
65 |
75,5 |
3,2 |
4,0 |
4,5 |
5,71 |
7,05 |
||||
80 |
88,5 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
7,34 |
8,34 |
||||
90 |
101,3 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
8,44 |
9,60 |
||||
100 |
114,0 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
10,85 |
12,15 |
||||
125 |
140,0 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
13,42 |
15,04 |
||||
150 |
165,0 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
15,88 |
17,81 |
Заявитель также указывает на то, что аналогичным образом установлены требования также к таким товарам как:
160 |
Труба стальная водогазопроводная. Тип 4 |
Наружный диаметр |
13,5 или 10,2 или 17,0 |
|
|
Толщина стенки трубы |
от 1,8* до 2,8* |
153 |
Гайки. |
Размер "под ключ": |
4; 5; 5,5; 7; 8; 10 |
141 |
Болты с шестигранной головкой. Тип 1 |
Размер шага резьбы: |
от 1,0* до 2,0* |
136 |
Шурупы с полукруглой головкой. Тип 2 |
Шаг резьбы: |
от 1,25* до 1,75* |
134 |
Кронштейн чугунный |
количество отверстий для крепления |
2 или 3 |
|
|
длина кронштейна |
255 или 390 |
108 |
Шурупы с полукруглой головкой. Тип 1 |
Шаг резьбы: |
от 2,5* до 4,5* |
96 |
Болты с шестигранной уменьшенной головкой. Тип 2 |
Длина резьбы b болта: |
от 42* до 54* |
93 |
Труба стальная водогазопроводная. Тип 3 |
Наружный диаметр |
26,8 или 21,3 или 33,5 |
|
|
Толщина стенки трубы |
от 2,35* до 4,0* |
72 |
Шурупы с потайной головкой. |
Шаг резьбы: |
от 1,75* до 2,5* |
62 |
Набивки сальниковые |
Набивки по составу |
асбестовые или безасбестовые, сухие или пропитанные |
57 |
Труба стальная водогазопроводная. Тип 1 |
Наружный диаметр |
42,3 или 60,0 или 48,0 |
|
|
Толщина стенки трубы |
от 2,8* до 4,5* |
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления таких требований к товарам с учетом того, что значения вышеуказанных параметров зависят от значений основных (агрегирующих) установленных параметров и становятся известными при указании последних.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1- п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требования к показателям товара, значения которых становятся известными при указании значений основных характеристик товара.
3. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, которые по своей сути являются "описательными характеристиками" и являются неизменяемыми параметрами товара. При этом, участникам закупки при формировании заявки необходимо указать такие сведения в составе первой части заявки, так например:
2 |
Плинтусы поливинилхлоридные. Тип 3 |
Конструкция: |
Кабельканалы в плинтусах надежно закрываются защелкивающейся крышкой, плинтусы имеют мягкий верхний край. |
|
|
Кромки и торцы |
не имеют местных искривлений, надрывов и зазубрин. |
3 |
Растворы цементные. Тип 1 |
Назначение |
Штукатурные |
9 |
Смеситель. Тип 2 |
Тип смесителя |
Двухрычажный |
|
|
Тип подводки |
Гибкая |
На заседании Комиссии Управления установлено, что указанные в жалобе Заявителя требования к товарам являются качественными, функциональными и экологическими характеристиками необходимых товаров, значения которых установлены Заказчиком в соответствии с требованиями ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
При этом, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и установлены Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе; и что указанные характеристики не могут быть указаны участниками закупки в составе первой части заявки.
Также в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки и препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ "ДГП N 86 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
Исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2017 г. N 2-57-10043/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017