Резолютивная часть объявлена 25.08.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Иванова Н.Ю. по доверенности N02-04/1557 от 25.05.2017, Девяткова А.О. по доверенности N02-04/113 от 20.01.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" от 18.08.2017 N1300-ж на действия Заказчика - БУ ВО "СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта: "Ремонт кровли, СК "Дружба", ул.50 лет ВЛКСМ, 9а БУ ВО "Сургутский государственный университет" (извещение N0387200022317000149) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего и сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. В Извещении о проведение закупки установлена дата и время окончание срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг Участников закупки.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе (далее - аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (далее - заявка).
Порядок публикации извещения о проведении аукциона, включая минимальные временные интервалы от нее до окончания срока подачи заявок, установлен ч.ч. 1, 2, 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Ее нормы не затрагивают вопрос о возможности совершения юридически значимых действий, с которыми связано начало течения сроков. Однако ст. 193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Разъяснения, признающие применение этих правил к отношениям по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ, даются в письмах Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-2, от 31.12.2014 N Д28и-2882, от 31.12.2014 N Д28И-2880, теме 3 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015), это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 18.06.2015 N 11АП-7097/15).
Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 19.08.2017 г, что, согласно производственному календарю, является субботой, то есть нерабочим днем. Вместе с тем, согласно ст.193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Установление срока окончания подачи заявок на выходной день влечет ограничение потенциальных Участников закупки ввиду сокращения срока подготовки заявки на участие в аукционе. Также обращаем внимание на то обстоятельство, что в выходные дни невозможно перечислить обеспечение исполнения заявки на ЭТП через банк).
2. В соответствии с п.4 статьи 3 Закона о контрактной системе, Участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и место происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Необходимо отметить, что указанная норма Закона о контрактной системе направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет Заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных Извещением, Документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением Участника закупки. Поскольку при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, Проект контракта в обязательном порядке должен содержать это условие (решение Белгородского УФАС России от 17.03.2015 по делу N 076-15-Т, ) решение Новосибирского УФАС России от 16.11.2015 по делу N 08-01-456.
В Аукционной документации Заказчика условие, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует.
3. В Проекте контракта установлено:
"13.1. Контракт составлен в письменной форме в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для Заказчика и Подрядчика".
Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе, с момента размещения в Единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что Контракт заключается на условиях, указанных в Извещении о проведении аукциона и Документации о таком аукционе, по цене, предложенной его Победителем.
Из указанных норм следует, что по результатам Аукцион Контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и Победителя аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам Аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления, что закупка проводится в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик, устанавливая в Проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта: "Ремонт кровли, СК "Дружба", ул.50 лет ВЛКСМ, 9а БУ ВО "Сургутский государственный университет" (извещение N0387200022317000149) размещены на официальном сайте единой информационной системы 03.08.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение N0387200022317000149 о проведении электронного аукциона опубликовано 03.08.2017, начальная (максимальная) цена контракта - 6 314 830,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 19.08.2017 10:00.
Таким образом, срок подачи заявок по извещению N0387200022317000149 составляет 16 дней.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Законом о контрактной системе не установлены требования о том, что день окончания подачи заявок должен выпадать на рабочий день.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
2. В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении N0387200022317000149 о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок: Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в связи с наличием указанного ранее ограничения, участниками закупки не могут быть физические лица.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что отсутствие в проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не нарушает права физических лиц, поскольку физические лица не могут являться участниками данной закупки.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Из положений пунктов 27, 28, 29 аукционной документации следует, что контракт по настоящему аукциону будет заключен в порядке статьи 70 Закона о контрактной системе и после размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта, в соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть подписан в бумажном (письменном) виде.
Изучив доводы сторон, учитывая, что законодательством о контрактной системе запрет на подписание контракта в бумажном (письменном) виде, при условии соблюдения порядка заключения контракта, предусмотренного Законом о контрактной системе, не установлен, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" от 18.08.2017 N1300-ж на действия Заказчика - БУ ВО "СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту объекта: "Ремонт кровли, СК "Дружба", ул.50 лет ВЛКСМ, 9а БУ ВО "Сургутский государственный университет" (извещение N0387200022317000149) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 августа 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017