Резолютивная часть объявлена 28.08.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" от 21.08.2017 N1308-ж на действия Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является питание беременным женщинам и кормящим матерям (извещение N0387200031017000093) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. Заказчик нарушил ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, согласно которой при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 указанной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п. 23 Документации о закупке Заказчик требует предоставления декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п. 38 Документации о закупке установлено, что преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предоставляются.
Однако, в нарушение ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "ограничения и запреты" необходимые ограничения Заказчиком не установлены.
2. Проектом контракта не определены сроки проведения приемки товара, чем нарушены требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик нарушил ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что срок действия банковской гарантии - 31 января 2018 года, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
4. Заказчик нарушил ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно условиям поставки, указанным в Техническом задании документации об аукционе Заказчик установил: "За поставку некачественного, некомплектного товара поставщик уплачивает штраф в размере 25% от стоимости такого товара. За недопоставку, просрочку поставки поставщик уплачивает покупателю пеню в размере 3% от стоимости не поставленного товара за каждый день", что не соответствует требованиям ст. 34 Закона о контрактной системе.
5. Заказчик нарушил ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Однако, Заказчик, установив требования к качеству, техническим характеристикам Товара, требования безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) Товара, указанные в Техническом задании Документации об электронном аукционе, нарушил требование ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, что привело к ограничению конкуренции.
Так, заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к объекту закупки, которые соответствуют только одному продукту для беременных и кормящих женщин: "специализированный пищевой продукт для питания беременных и кормящих женщин - смесь сухая "Нуппи Эма" (производитель "Solbritt AS", (Эстония").
Следовательно у участников закупки имеется возможность принять участие в торгах с одним единственным продуктом под торговой маркой - "Нуппи Эма ". Мы считаем, что заказчик целенаправленно составил условия аукционной документации таким образом, что бы исключить возможность участия и поставок каких либо продуктов для беременных и кормящих женщин кроме молочной смеси под торговой маркой - "Нуппи Эма ".
Обращаем Ваше внимание, что на данный момент на рынке в свободном торговом обращении, кроме продукта под торговой маркой - "Нуппи Эма", так же присутствуют смеси для беременных и кормящих женщин следующих торговых марок:
1. специализированный пищевой продукт для питания беременных и кормящих женщин - смесь сухая инстантная "Юнона" (производитель ООО "ВИТАПРОМ", Российская Федерация; Номер СГР и дата - RU.77.99.19.004.Е.012188.12.14 от 11.12.2014);
2. специализированный пищевой продукт для питания беременных и кормящих женщин - смесь сухая "Беллакт Мама+" (производитель Волковысское ОАО "Беллакт" Республика Беларусь; Номер СГР и дата - BY.70.06.01.007.Е.004366.10.15 от 05.10.20154;);
3. Специализированный сухой продукт для питания беременных и кормящих женщин "Фемилак". (Номер и дата СГР - RU.77.99.19.005.Е.006054.12.16 от 08.12.2016; получатель СГР - ЗАО "Инфаприм", (Российская Федерация));
4. специализированный пищевой продукт для питания беременных и кормящих женщин, сухая быстрорастворимая молочная смесь "Нутримил Мама" (Номер и дата СГР - RU.77.99.19.004.Е.003989.02.15 от 20.02.2015; получатель СГР - ООО "ТендерФуд", 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20 (Российская Федерация);
НО, данные смеси не соответствуют условиям указанным заказчиком при описания объекта закупки. (сравнительные характеристики отмечены в приложении N1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Со своей стороны обращаем внимание УФАС по ХМАО что, в последнее время в регионе ХМАО - Югра при проведении аукционов на закупку питания для беременных и кормящих женщин участились случаи недобросовестного подхода со стороны заказчиков к составлению аукционной документации. А именно, при описании объекта закупки заказчиком, характеристики выставляются таким образом, что им соответствует один продукт из категории смесей для беременных и кормящих женщин а второй эквивалентный продукт из категории - "Энтерального питания", что безусловно создает преимущество определенным участникам торгов. Например, путем комбинации показателей в техническом задании в эквивалент смеси для беременных и кормящих женщин заказчики выставляют продукцию для энтерального питания компании Нестле (продукт под ТМ ""Resource Optimum Производитель: Nestl Suisse SA".) либо продукцию для энтерального питания компании Нутриция (продукция из линеек "Нутридринк" либо "Нутризон" например смесь "Нутридринк Эдванс Нутризон / Nutrison"). Вышеуказанные продукты не могут являться объектами закупки.
Согласно приказу Департамента Здравоохранения ХМАО N12-нп от 13 августа 2013 года Заказчик обеспечивает полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей с особыми медицинскими показаниями. Полноценное питание включает в себя обеспечение питанием беременных женщин и кормящих матерей специализированными продуктами, содержащими необходимое количество сбалансированной сухой молочной или молочно-соевой смеси, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
В соответствии с Порядком полноценным питанием обеспечиваются постоянно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры беременные женщины (женщины, состоящие на медицинском учете в медицинских организациях в связи с беременностью) и кормящие матери (женщины, осуществляющие грудное вскармливание ребенка, находящегося под медицинским наблюдением в медицинских организациях, с момента рождения и до достижения им возраста трех месяцев).
Медицинскими показаниями для обеспечения полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей являются:
- для беременных женщин - анемия ниже 100 г/л, дефицит массы тела ниже 18,0, многоплодная беременность;
- для кормящих матерей - анемия ниже 100 г/л, дефицит массы тела ниже 18,0, двое и более детей, находящихся на грудном вскармливании;
Следовательно, у заказчика согласно приказа Департамента Здравоохранения ХМАО N12-нп от 13 августа 2013 года отсутствует возможность закупать для данной категории граждан (беременные женщины и кормящие матери) - энтеральное питание, имеющие иные показания к применению.
Вышеуказанные продукты (продукция для питания беременных и кормящих женщин и энтеральное питание) регламентированы техническим регламентом таможенного союза ТР/ТС 027/2012. Статьей N4 данного технического регламента достаточно четко и конкретно даны определения и разграничены группы продуктов, а именно:
Ст. 4. п.4 пищевая продукция для питания беременных и кормящих женщин - специализированная пищевая продукция, в которой изменено содержание и (или) соотношение отдельных веществ относительно естественного их содержания и (или) в состав которой включены не присутствующие изначально вещества или компоненты, предназначенная для удовлетворения физиологической потребности организма беременной и кормящей женщины;
Ст.4. п.5. пищевая продукция энтерального питания - жидкая или сухая (восстановленная до готовой к употреблению) пищевая продукция диетического лечебного или диетического профилактического питания, предназначенная для перорального употребления непосредственно или введения через зонд при невозможности обеспечения организма в пищевых веществах и энергии обычным способом;
Один из последних примеров закупки энтерального питания при проведении аукциона на закупку питания для беременных и кормящих женщин и как следствие нецелевого использования бюджетных средств - извещение N0387200025417000035 заказчик "БУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Исходя из вышесказанного еще раз подчеркиваем, что единственный продукт для питания беременных и кормящих женщин который может быть подан в заявке на участие и допущен к торгам по данному аукциону это - специализированный пищевой продукт для питания беременных и кормящих женщин - смесь сухая "Нуппи Эма" (производитель "Solbritt AS", (Эстония);
Заявки содержащие в своем составе смеси для энтерального питания (например смесь "Нутридринк Эдванс Нутризон / Nutrison") не могут быть допущены заказчиком к участию в аукционе.
6. Заказчик нарушил ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Однако заказчиком 9.08.2017 г.; 11.08.2017 г ; 15.08.2017 г ; и 18.08.2017 г на портале http://zakupki.gov.ru были размещены ответы на запросы разъяснений.
При анализе разъяснений положений документации об электронном аукционе видно, что последние не содержат указания предмета запроса.
Так же заявитель обратился к Заказчику с запросом дать разъяснения по трем вопросам:
"Вопрос N1: Правильно ли мы понимаем, что Вами были подобраны границы показателей в ТЗ таким образом, чтобы им соответствовали конкретные определенные продукты. То есть, изначально были выбраны продукты определенных ТМ которые по Вашему мнению положительно себя зарекомендовали. А затем "под них" выставлены параметры по показателям в ТЗ? Вопрос N2: Правильно ли мы понимаем, что продукты вышеуказанных ТМ - не смогли на Ваш взгляд положительно себя зарекомендовать, в следствии чего были косвенно отклонены от участия в данной закупке.? Вопрос N3: Просим конкретно и по существу указать ТМ продуктов, которые соответствуют требования указанным в ТЗ, кроме продукта под ТМ "Нуппи Эма"?."
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
В данном случае Заказчик в своих разъяснениях осветил только два вопроса, не дав ответа на третий вопрос: Просим конкретно и по существу указать ТМ продуктов, которые соответствуют требования указанным в ТЗ, кроме продукта под ТМ "Нуппи Эма"?, чем нарушил ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является питание беременным женщинам и кормящим матерям (извещение N0387200031017000093) размещены на официальном сайте единой информационной системы 07.08.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении N0387200031017000093 о проведении электронного аукциона ограничение в отношении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не установлено.
Вместе с тем, пунктом 38 раздела 1 аукционной документации установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а согласно пункту 23 раздела 1 документации участник в составе второй части заявки должен представить декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Учитывая, что в позиции N2017038720003100040000430001 плана-графика N2017038720003100040001 не установлено условие об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчиком размещена недостоверная информация в пунктах 23, 38 раздела 1 аукционной документации.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Главой 5 проекта контракта установлен порядок приемки товара, согласно которому:
5.1. Поставщик в срок, указанный в разделе 4 настоящего Контракта, при поставке товара должен передать Заказчику следующие документы на русском языке:
5.1.1. декларации о соответствии,
5.1.2. санитарно-эпидемиологические заключения,
5.1.3. товарные накладные в 2 экз.,
5.1.4. счет и (или) счет-фактуру в 2 экз.
5.2. Приемка товара осуществляется в месте поставки товара.
5.3. Приемка осуществляется уполномоченным представителем Заказчика. Представители Поставщика вправе присутствовать при проведении приемки. Заказчик вправе создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек, для проверки соответствия товара требованиям, установленным Контрактом. В состав приемочной комиссии могут быть включены представители участников закупки, участвовавших в процедуре определения поставщика, по итогам которого заключен Контракт, но не ставших победителями. Проверка соответствия качества поставляемого товара требованиям, установленным Контрактом, может также осуществляться с привлечением экспертов, экспертных организаций.
5.4. Проверка соответствия товара требованиям, установленным Контрактом, осуществляется в следующем порядке:
5.4.1. В присутствии представителей Заказчика, приемочной комиссии (в случае создания приемочной комиссии), экспертов, экспертных организаций (в случае привлечения к приемке экспертов, экспертных организаций) и Поставщика (если Поставщик направил своих представителей для участия в приемке) осуществляется проверка наличия сопроводительных документов на товар (п. 5.1), а также проверка целостности и маркировки упаковки, вскрытие упаковки (в случае, если товар поставляется в упаковке), осмотр товара на наличие сколов, трещин, внешних повреждений.
5.4.2. После внешнего осмотра товара (п. 5.4.1) осуществляется проверка товара по количеству путем пересчета единиц товара и сопоставления полученного количества с количеством товара, указанным в товарной накладной.
Одновременно проверяется соответствие наименования, ассортимента и комплектности товара, указанного в товарной накладной, с фактическим наименованием, ассортиментом и комплектностью товара, и со сведениями, содержащимися в сопроводительных документах на товар (п. 5.1).
5.4.3. В случае выявления несоответствия товара условиям Контракт Заказчик вправе отказаться от приемки товара полностью или частично.
Если Поставщик передал меньшее количество товара, чем определено в отгрузочных разнарядках и Спецификации (Приложение N 1), Заказчик вправе потребовать передать недостающее количество товара и (или) направить Поставщику требование о расторжении Контракта по соглашению сторон или принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта), в случае, если поставка недостающего количества товара потребует больших временных затрат или нецелесообразна, в связи с чем Заказчик утрачивает интерес к Контракту.
Если Поставщик передал Заказчику товар в количестве, превышающем указанное в Спецификации (Приложение N 1), Заказчик извещает об этом Поставщика в порядке, предусмотренном п. 5.4.7 Контракта. Приемка излишнего количества товара не осуществляется.
5.4.4. При приемке товара по качеству Заказчик вправе осуществить выборочную проверку качества товара. В случае, если при осуществлении выборочной проверки обнаружен товар (часть товара), качество которого не соответствует требованиям Контракта, результаты такой проверки распространяются на всю партию товара, поставляемого по отгрузочной разнарядке.
5.4.5. В случае обнаружения недостатков в качестве поставляемого товара, Заказчик непосредственно в ходе проведения приемки извещает об этом представителя Поставщика. В случае отсутствия уполномоченного представителя Поставщика уведомление о некачественной поставке направляется Поставщику в порядке, предусмотренном п. 5.4.7 Контракта.
5.4.6. В случае, если Поставщик не согласен с предъявляемой Заказчиком претензией о некачественной поставке, Поставщик обязан самостоятельно подтвердить качество товара заключением эксперта, экспертной организации и оригинал экспертного заключения представить Заказчику. Выбор эксперта, экспертной организации осуществляется Поставщиком и в письменной форме согласовывается с Заказчиком. Оплата услуг эксперта, экспертной организации, а также всех расходов, в том числе связанных с транспортировкой товара для экспертизы, осуществляется Поставщиком.
5.4.7. Обо всех нарушениях условий Контракта по наименованиям, количеству, ассортименту, комплектности, качеству товара, его таре и (или) маркировке и упаковке Заказчик извещает Поставщика не позднее трех рабочих дней с даты обнаружения указанных нарушений. Извещение о невыполнении или ненадлежащем выполнении Поставщиком обязательств по Контракту составляется Заказчиком в письменной форме с указанием сроков по устранению допущенных Поставщиком нарушений, вручается Поставщику под расписку. В случае отсутствия уполномоченного представителя Поставщика уведомление о недопоставке или некачественной поставке направляется Поставщику по почте, факсу, электронной почте либо нарочным. Адресом электронной почты для получения извещений является: _________. Номером факса для получения извещений является: ________________.
5.4.8. Поставщик в установленный в извещении (п. 5.4.7) срок обязан устранить все допущенные нарушения. Если Поставщик в установленный срок не устранит нарушения, Заказчик вправе предъявить Поставщику требование о возмещении своих расходов на устранение недостатков товара и (или) направить Поставщику требование о расторжении Контракта по соглашению сторон или принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта), в случае, если устранение нарушений потребует больших временных затрат, в связи с чем Заказчик утрачивает интерес к Контракту.
5.4.9. Во всем, что не предусмотрено настоящим разделом Контракта, стороны руководствуются инструкциями, утвержденными постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР:
- "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" N П-7 от 25.04.1966;
- "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" N П-6 от 15.06.1965.
5.5. Поставщик за свой счет и своими силами должен произвести уборку упаковки и прочего мусора, образовавшегося в ходе приемки товара.
5.6. Приемка товара (части товара) оформляется товарной накладной, которая составляется в двух экземплярах и подписывается Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком) и Поставщиком. В случае, когда поставка товара осуществляется в интересах Получателя, товарная накладная составляется в трех экземплярах и подписывается Получателем, Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком) и Поставщиком.
Срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также сроки оформления акта о приемке выполненных работ в проект контракта не включены.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Доводы Заказчика о том, что отсылочная норма пункта 5.4.9 проекта контракта урегулирует все, что не предусмотрено разделом 5 контракта - стороны руководствуются инструкциями, утвержденными постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР: "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" N П-7 от 25.04.1966 (в частности, сроки приемки урегулированы пунктом 6 данной Инструкции) и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" N П-6 от 15.06.1965 (в частности, сроки приемки урегулированы пунктом 9 данной Инструкции), Комиссией Управления не рассматриваются, поскольку в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в обязательном порядке включается в контракт условие о порядке и сроках оплаты товара, а не отсылочная норма.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, банковская гарантия, которая выдается в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должна соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 29 раздела 1 аукционной документации, пункта 6.4 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 11.1 проекта контракта срок действия контракта установлен до 20.12.2017.
В извещении N0387200031017000093 срок действия банковской гарантии - 31 января 2018 года.
Дополнительные требования к банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе). В настоящее время они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо дополнительных ограниченной срока действия банковской гарантии.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статья 368 Гражданского кодекса установила, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить третьему лицу (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об уплате.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц.
Ограничения по максимальному пределу действия банковской гарантии, на дату рассмотрения жалобы, законодателем не установлено.
Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе, в части установленного требования к сроку действия банковской гарантии, в действиях Заказчика не установлены.
4. Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Правилами установлен следующий порядок:
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 179 930,00 руб.
Таким образом, в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правилами контрактом за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа должен быть установлен в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов от цены контракта.
Вместе с тем, в нарушение частей 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правил, техническим заданием установлена ответственность поставщика за поставку некачественного, некомплектного товара в виде штрафа в размере 25% от стоимости такого товара, а также ответственность поставщика за недопоставку, просрочку поставки в виде пени в размере 3% от стоимости не поставленного товара за каждый день, не соответствующие Правилам.
5. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о провидении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара указаны в техническом задании. Техническая часть документации об аукционе, имеет характеристики, которым соответствуют как минимум два продукта разных производителей, предназначенных для питания беременным женщинам и кормящим матерям.
N п/п |
Наименование |
Техническая часть аукционной документации |
Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2014 г. N299. |
Продукт 1* "Нуппи ЭМА" |
Продукт 2* "Амалтея" |
1 |
Специализированный продукт на молочной основе для полноценного питания беременных женщин и кормящих матерей. |
Состав (на 100 мл готового продукта): белки 3,5-4,05 г, Минеральные вещества: калий 171,0-190,0 мг, фосфор 100,0-110,0 мг, йод 15,0-21,0 мкг. Витамины: А (ретинол) 62,0- 99,0 мкг-экв, Е (токоферол) 1,7-1,8 мг, Д (кальциферол) 1,0-1,4 мкг, В2 (рибофлавин) 0,14-0,15 мг, В6 (пиридоксин) 0,17-0,175 мг. Энергетическая ценность 65,0-76,0 ккал. Расфасовка не менее 400 грамм. |
Состав (на 100 мл готового продукта): белки 3,0-10,0 г, Минеральные вещества: калий 140,0-250,0 мг, фосфор 90,0-140,0 мг, йод 10,0-25,0 мкг. Витамины: А (ретинол) 50,0-150,0 мкг-экв, Е (токоферол) 1,0-4,0 мг, Д (кальциферол) 1,0-1,5 мкг, В2 (рибофлавин) 0,08-0,15 мг, В6 (пиридоксин) 0,15-0,3 мг. Энергетическая ценность 61,0-130,0 ккал. |
Состав (на 100 мл готового продукта): белки 4,05 г, Минеральные вещества: калий 171,0 мг, фосфор 108,0 мг, йод 21,0 мкг. Витамины: А (ретинол) 99,0 мкг-экв, Е (токоферол) 1,8 мг, Д (кальциферол) 1,4 мкг, В2 (рибофлавин) 0,14 мг, В6 (пиридоксин) 0,17 мг. Энергетическая ценность 76,0 ккал. Расфасовка 400 грамм. |
Состав (на 100 мл готового продукта): белки 3,5 г, Минеральные вещества: калий 190,0 мг, фосфор 100,0 мг, йод 15,0 мкг. Витамины: А (ретинол) 62,5 мкг-экв, Е (токоферол) 1,75 мг, Д (кальциферол) 1,05 мкг, В2 (рибофлавин) 0,15 мг, В6 (пиридоксин) 0,175 мг. Энергетическая ценность 65,0 ккал. Расфасовка 400 грамм. |
Таким образом, под требования Технического задания заказчика попадают продукты минимум двух производителей:
- продукт для питания беременных женщин и кормящих матерей "Амалтея" 400 грамм, производитель Новая Зеландия;
- "Нуппи ЭМА" 400 грамм, производитель Эстония.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
6. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что на запрос разъяснений положений документации Заявителя Заказчик в своих разъяснениях осветил только два вопроса, не дав ответа на третий вопрос: Просим конкретно и по существу указать ТМ продуктов, которые соответствуют требования указанным в ТЗ, кроме продукта под ТМ "Нуппи Эма"?
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком были разъяснены положения документации по запросу Заявителя, поскольку в разъяснениях указано: Техническая часть документации об аукционе, имеет характеристики, которым соответствуют как минимум два специализированных сухих продукта для питания беременных женщин и кормящих матерей разных производителей, зарегистрированных и находящихся в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Комиссия Управления отмечает, что частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено императивное требование об указании в разъяснениях положений документации предмета запроса.
На основании вышеизложенного, в силу требований статьи 65 Закона о контрактной системе при разъяснении положений документации об электронном аукционе указание предмета запроса является обязательным.
В разъяснениях положений документации электронного аукциона, размещенных 09.08.2017, 11.08.2017, 11.08.2017, 18.08.2017 не указаны предметы запросов разъяснений положений документации.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения части 3 статьи 7, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком, не влияют на результаты электронного аукциона.
По нарушению Заказчиком частей 7, 8 статьи 34, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" от 21.08.2017 N1308-ж на действия Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является питание беременным женщинам и кормящим матерям (извещение N0387200031017000093) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" нарушение частей 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - БУ "Когалымская городская больница" обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Торговый дом Беллакт" 127106, г.Москва, Новинский бульвар, д.20 А, стр.3-6, подъезд 3 Тел.: (499) 4180939 e-mail: e.zudina@bellakt.com Заказчик: БУ "Когалымская городская больница" 628484, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Когалым, ул.Молодежная, 19 Тел.: (34667) 51327 e-mail: zakupki310@yandex.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 28.08.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.08.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 28.08.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Торговый дом Беллакт" от 21.08.2017 N1308-ж на действия Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является питание беременным женщинам и кормящим матерям (извещение N0387200031017000093), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - БУ "Когалымская городская больница" совершить следующие действия:
1. С учетом принятого решения от 28.08.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "Торговый дом Беллакт" от 21.08.2017 N1308-ж:
- при размещении в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в единой информационной системе проекта контракта устранить нарушения частей 7, 8 статьи 34, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В течение десяти дней после заключения контракта представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
3. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком пункта 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 августа 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017