Резолютивная часть решения оглашена "22" августа 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
вприсутствии на рассмотрении жалобы представителей:
управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области <_>,
Комитета государственного заказа Тамбовской области <_>,
в отсутствие заявителя ООО "Лига",
рассмотрев жалобуООО "Лига" (далее - Заявитель) на действия управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003017002504 на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция здания "Концертный зал" (г. Тамбов, ул. Державинская, 5)и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области 31.07.2017 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка"извещение N 0164200003017002504 о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция здания "Концертный зал" (г. Тамбов, ул. Державинская, 5) (далее - Аукцион).
Заказчик - управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 668 920 560 ,00 руб.
ООО "Лига", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
При этом, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на рассмотрение жалобы, не представил доказательств, как обжалуемыми действиями Заказчика нарушены права и законные интересы ООО "Лига".
Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, поясненияЗаказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе считает, что Заказчик не установил в проекте контракта соответствующих требований к одностороннему отказу сторон от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод жалобы необоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частями 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе определены основания и порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчиком в соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в проект государственного контракта включено условие о возможности одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
В п. 4.2.5 Проекта контракта Заказчиком установлено право Заказчика: "Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и ч.9-14 ст.95 ФЗ N44-ФЗ, а именно:
- неисполнение Генподрядчиком обязательств по контракту;
- ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств по контракту;
- установление Государственным заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия Генподрядчика требованиям, установленным документацией о закупке;
- установление Государственным заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления Генподрядчиком недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям и др.".
Пунктом 4.4.4 Проекта контракта предусмотрено право Генподрядчика"принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и ч.19 ст.95 ФЗ N44-ФЗ".
В п. 11.1 Проекта контракта указано:"Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Таким образом, проанализировав проект государственного контракта, в том числе положения, касающиеся порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, Комиссия Тамбовского УФАС не установила в действиях Заказчика нарушений положения Закона о контрактной системе, а именно статей 34 и 95 Закона о контрактной системе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании в документации о закупке объекта закупки использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав Техническое задание (приложение N 3 к государственномуконтракту), установила, что в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, установленыизлишне подробные и детализированные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, в том числе не предусмотренных законодательством о контрактной системе о результатах испытаний товаров, технологических процессах их изготовления и компонентом (химическом) составе.
Так, например,
по позиции 2 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования: "Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2015. Класс: В7,5, В15, В20, В25, В30. Максимальная крупность крупного наполнителя (КН): 20 мм (классы В7,5, В25, В30), более 40 мм (В15). Марка по морозостойкости: не ниже F1100. Плотность бетона*: 2200-2400 кг/м3. Содержание заполнителя (щебень из осадочных, метаморфических или изверженных пород или из гравия): от 5 до 10 мм*: до 100%, св. 10 до 20 мм*: до 75%; св.20 до 40 мм*: до 35%; св.40 до 80 мм*: до 55%; св.80 до 120 мм*: до 35%. Мелкий заполнитель: песок природный (по ГОСТ 8736-2014) с модулем крупности*: св.1,5 до 3,0. Максимально допустимое содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы в КН: не более 35% по массе. Максимальное давление воды при котором на поверхности бетона не должно наблюдаться просачивание воды, МПа: не менее 0,4. Марка по водонепроницаемости: не выше W10. Класс бетона по Аэфф: 1. Класс и марка цемента в бетоне: ЦЕМ I 32,5Н, ЦЕМ I 32,5Б, ЦЕМ III 32,5Б, ЦЕМ II 32,5Б, ЦЕМ III 42,5Н, ЦЕМ I 42,5Б, ЦЕМ II 42,5Б, ЦЕМ I 52,5Н. ЦЕМ III 52,5Н или ЦЕМ I 52,5Б, или ЦЕМ II 52,5Б. Наличие в цементе минеральных добавок допускается. Наличие в цементе шлакопортландцемента допускается. Песок, применяемый при приготовлении бетона должен отвечать следующим требованиям. По группе крупности песок: мелкий, средний,или крупный. Максимально допустимое содержание в песке частиц, менее 0,16 мм: не более 10. Максимально допустимое содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе: не более 5. Максимально допустимое содержание глины в комках, % по массе: не более 0,5. Щебень, применяемый при изготовлении бетона должен отвечать следующим требованиям по ГОСТ 8267-93. Щебень из природного камня для строительных работ. Щебень должен быть из осадочных, метаморфических, эффузивных пород, или из гравия. Должен быть марки: не ниже 1000. Группа щебня 1-4. Максимально допустимая потеря массы при испытании при сжатии в цилиндре щебня, %*: не более 20. Марка по морозостойкости: более F50. Класс материала по удельной эффективной активности естественных радионуклидов: 1";
по позиции 4 Технического задания:"Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая. Цвет пленки: красно-коричневый. После высыхания пленка должна быть ровной, однородной. Также пленка должна быть матовой или полуглянцевой. Минимально возможная условная вязкость при температуре (200,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, с:не менее 45. Максимально возможная степень перетира, мкм: не более 40"
и другие позиции Технического задания с подобными излишними требованиями.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что Заказчиком установлены требованияв Техническом задании исходя из своих потребностей и в соответствии с требованиями ГОСТов, наименования которых указаны в техническом задании.
Однако Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки иограничению их количества. Тем более в силу требований действующего законодательства производители товара не обязаны сообщать покупателям и указывать в сопроводительных документах все результаты проведенных испытаний и подробное содержание по компонентам и химсоставу изготовленных товаров и (или) веществ, из которых они изготовлены.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении документации об Аукционе части 1 статьи 64 Закона, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что в установленный Законом о контрактной системе срок жалоб на положения документации об электронном аукционе N 0164200003017002504, в том числе в части установления излишних требований к товару (материалам), не поступало, Комиссия Тамбовского УФАС России принимает решение предписание по данной закупке не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лига"необоснованной.
2. Признать Заказчика управление градостроительства и архитектуры Тамбовской областинарушившимч.1 ст.33,ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 августа 2017 г. N РЗ-313/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017