Резолютивная часть решения оглашена "29" августа 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "30" августа 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -вриоруководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
вприсутствии на рассмотрении жалобы представителей:
администрации Уваровского района Тамбовской области <_>, <_>,
в отсутствие заявителя ООО "Профит плюс",
рассмотрев жалобуООО "Профит плюс" (далее - Заявитель) ) на действия администрации Уваровского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ""Тамбов-Пенза"-Инжавино-Уварово"-Нижний Шибряй-Верхний Шибряй-Ольшанка на участке км11+975-км13+575, Уваровский район Тамбовской области (извещение N 0164300039017000017)и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Уваровского района Тамбовской области 08.08.2017 опубликовалана официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка"извещение N 0164300039017000017 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ""Тамбов-Пенза"-Инжавино-Уварово"-Нижний Шибряй-Верхний Шибряй-Ольшанка на участке км11+975-км13+575, Уваровский район Тамбовской области (далее - Аукцион).
Заказчик - администрация Уваровского района Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 291 130,00 руб.
ООО "Профит плюс", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчикпредставил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, поясненияЗаказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1.Заявитель считает, что в нарушение Закона о контрактной системе Заказчик установил в документации требования к описанию участниками закупки в заявках помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его обоснованным по нижеследующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании в документации о закупке объекта закупки использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав Требования к товару, используемому при выполнении работ (приложение N 1 к муниципальномуконтракту) (далее Техническое задание), установила, что в отношении ряда товаров, указанных в Техническом задании, установленыизлишне подробные и детализированные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, в том числе не предусмотренных законодательством о контрактной системе, орезультатах испытаний товаров, технологических процессах их изготовления и компонентом (химическом) составе.
Так, например,
по позиции 1 Технического задания "Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь"Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "содержание зерен слабых пород (слабых зерен) * не более 10 % по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц (для щебня из природного камня) *: не более 2 % по массе";
по позиции 4 Технического задания "Эмульсия битумная дорожная" установлены, в том числе, следующие требования:"Глубина проникания, температура размягчения и растяжимость битума, выделенного из эмульсии, не должны изменяться от значений соответствующих показателей битума, использованного для приготовления эмульсии*: более чем на 15 %"
и другие позиции Технического задания с подобными излишними требованиями.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что Заказчиком установлены требования в Техническом задании исходя из своих потребностей и в соответствии с требованиями ГОСТов, наименования которых указаны в техническом задании.
Однако Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки иограничению их количества. Тем более в силу требований действующего законодательства производители товара не обязаны сообщать покупателям и указывать в сопроводительных документах все результаты проведенных испытаний и подробное содержание по компонентам и химсоставу изготовленных товаров и (или) веществ, из которых они изготовлены.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила также, что по некоторым позициям Технического задания Заказчиком установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТов, распространяющихся на данные товары.
Например, по позиции 1 Технического задания "Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:"марка *: не ниже М800; содержание зерен слабых пород (слабых зерен) *: не более 10 % по массе; марка по морозостойкости*: выше F25; содержание пылевидных и глинистых частиц (для щебня из природного камня)*: не более 2 % по массе".
Согласно п. 4.7.1. ГОСТа 8267-93"Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости должно соответствовать указанному в таблице 9. Согласно таблице 9 ГОСТа 8267-93 содержание пылевидных и глинистых частиц, в % по массе, различается и зависит от породы и марки щебня. Однако Заказчик установил одно предельное значение содержания пылевидных и глинистых частиц, что не соответствует ГОСТу и нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичное неправомерное объединение требованийк характеристикам и показателям в нарушение действующих ГОСТов для материалов установлены Заказчиком и по другим позициям Технического задания.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении документации об Аукционе части 1 статьи 64 Закона, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель считает, что Заказчиком в проекте контракта с нарушением законодательства о контрактной системе установлен срок оплаты работ.
Комиссия Тамбовского УФАС, рассмотрев заявленный довод, приходит к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системев случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Проанализировав положения проекта муниципального контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России, приходит к выводу, что условия об оплате Заказчиком выполненной работы не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотренный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
3.1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 21 Информационного паспорта аукциона определено следующее: "Требования к товару, используемому при выполнении работ: установлены в приложении N 1 к проекту контракта (Требования к товару, используемому при выполнении работ (требования к характеристикам материалов)".
В Требованиях к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком изложены подробные и детализированные описания указанных материалов, что указывает на необходимость описания участниками закупки в заявках конкретных показателей предлагаемых к использованию материалов.
Однако документация о закупке в части требований к применяемым материалам, заполнения в заявках конкретных показателей и включения их в контракт является неопределенной, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Исходя из анализа проекта муниципального контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что сведения из заявок участников закупки не включаются Заказчиком в проект контракта, несмотря на то, что Заказчиком установлены требования к применяемым товарам, а участники закупки должны указать в своих заявках конкретные показатели.
Так, в проекте муниципального контракта установлено следующее:
"п.1.2. Подрядчик обязуется в соответствии с Проектной документацией выполнить Работы в полном объеме, своими силами и из собственных материалов;
7.1. Работы должны быть выполнены в соответствии с Проектной документацией".
Иные условия контракта и положения документации об аукционе, определяющие включение конкретных показателей товаров из заявки участника закупки в проект контракта, как предусмотрено статьями 34 и 70 Закона о контрактной системе, отсутствуют.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что документация об аукционе противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Рассмотренные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.2. Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что в приложении N 1 к муниципальному контракту Заказчиком указано следующее:
"В ходе выполнения работ должны использовать материалы соответствующие установленным законодательством ГОСТам к конкретному товару (ГОСТ 9128-2009; ГОСТ 12.1.004-91; ГОСТ 12.1.005-88; ГОСТ 12.1.007-76; ГОСТ 12.3.002-75; ГОСТ 8735-88; ГОСТ 8736-93; ГОСТ 11501-78; ГОСТ 11503-74; ГОСТ 11504-73; ГОСТ 11505-75; ГОСТ 11506-73; ГОСТ 11507-78; ГОСТ 11508-74; ГОСТ 11955-82; ГОСТ 18180-72; ГОСТ Р 52128-2003; ГОСТ 22245-90; ГОСТ 30108-94; ГОСТ Р 52129-2003; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 8269.0-97; ГОСТ 8269.1-97; ГОСТ 26633-2012)".
При этом,рассмотренные положения документации об Аукционе не содержат требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным материалом, указанным в Техническом задании.
Данные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя на рассмотрение жалобы, не обосновал и не представил доказательства, чем обжалуемыми обстоятельствами нарушены его права и законные интересы, Комиссия Тамбовского УФАС России принимает решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" обоснованной в части довода об установлении излишних требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Признать Заказчика -администрацию Уваровского района Тамбовской областинарушившейч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 29 августа 2017 г. N РЗ-328/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017