Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: "_"- начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: "_"- старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: "_"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); "_"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; "_"-специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); "_". - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в присутствии:
заявителя - "_"(паспорт гражданина РФ); представителя Заявителя"_". (доверенность б/н от 22.08.2017 г.),
представителя заказчика -Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Заказчик), "_" (доверенность N19 от 21.08.2017 г.);
представителя специализированной организации - АНО "ЦПТИ" "_"(доверенность б/н от 15.06.2017 г.),
рассмотрев жалобу "_"(далее - Заявитель)на положения документации об аукционе в электронной форме "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200001417000284, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
15.08.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба гражданина "_"на положения документации об аукционе в электронной форме "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200001417000284). По мнению Заявителя, установление Заказчиком в аукционной документации требования к участникам электронного аукциона о необходимости являться единственным собственником жилого помещения (квартиры) незаконно и противоречит Закону о контрактной системе. Заявитель считает, что участником аукциона может являться представителем собственника жилого помещения (квартиры) и действовать на основании выданной ему доверенности.
На заседании Комиссии, Заявитель и представитель Заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме, также пояснили, что установление Заказчиком в аукционной документации требования к участникам электронного аукциона о необходимости являться единственным собственником жилого помещения (квартиры) незаконно и противоречит Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика, представитель специализированной организациис доводами жалобы не согласились, пояснив, что установление в документации об аукционе требования о том, что участник аукциона должен являться единственным собственником жилого помещения, прежде всего обусловлено необходимостью проверки участника закупки на соответствие требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
26.07.2017 г. - АНО "ЦПТИ" (далее - Специализированная организация) разместилав единой информационной системе в сфере закупокизвещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 517 777,78 рублей.
18.08.2017 г. 09-00 - дата и время окончания подачи заявок.
25.08.2017 г. - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
28.08.2017 г. - дата проведения Аукциона в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев жалобу Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает еенеобоснованной в связи со следующим.
1.Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществить управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Статья 288 ГК РФ предусматривает, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В документации об Аукционе в разделе 2 "Информационная карта электронного аукциона", в подпункте 6.1. 1) пункта 13 установлено требование к участникам аукциона о том, что участник аукциона согласно части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе и статьи 209 ГК РФ должен являться единственным собственником жилого помещения (квартиры).
В применении пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также с учетом специфики объекта закупки - положений 209 ГК РФ и статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд правильно указал, что при проведении электронного аукциона по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Закона о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Доводы заявителя о незаконном включении в Аукционную документацию требования к участникам Аукциона в части владения последним правом собственности на товар, являющийся предметом закупки, является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Права владения пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику имущества в силу нормы, предусмотренной статьей 209 ГК РФ.
Согласно статье 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, при проведении электронного Аукциона по приобретению жилого помещения (квартиры) в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, ранее названным законодательством предусмотрено наличие права собственности, и для участия в электронном Аукционе должно подтверждаться соответствующими документами о праве.
Указанная позиция Комиссии Удмуртского УФАС России соотносится с выводами Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда, изложенными в постановлении от 10.07.2017 г. N17АП-7854/2017-АК, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.11.2016 NФ02-6526/2016.
2. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2 статьи 60 Закона о контрактной системе, документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
В силу статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона путем подписания его сторонами усиленной цифровой подписью.
В соответствии с извещением о проведении электронного Аукциона "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200001417000284) Заказчиком выбран способ проведения закупки в форме Аукциона в электронной форме, который проводится на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ".
В случае приобретения жилого помещения право собственности у покупателя наступает только после государственной регистрации права в территориальных подразделениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следовательно, возникает необходимость подписания сторонами контракта на бумажном носителе. В случае наличия более чем одного собственника жилого помещения (квартиры) возникает противоречие между электронным документом, в котором может быть только одна электронно-цифровая подпись, и контрактом на бумаге, в котором прописаны все собственники жилого помещения (квартиры), а также нарушение статьи 209 ГК РФ в части права распоряжения своим имуществом.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 69, статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу гражданина "_"на положения документации об аукционе в электронной форме "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200001417000284)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
_________ "_" |
Члены Комиссии |
_________ "_"
_________ "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22 августа 2017 г. N АШ07-06/2017-218
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017