На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Иркутского УФАС России N 199 от 17.08.2017 г.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе: <_..> - руководитель инспекции; <_..>- участник инспекции; <_..>- участник инспекции,
проведена внеплановая (камеральная) проверка в отношении Министерства экономического развития Иркутской области (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с осуществлением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещения NN 0134200016317000005, 0134200016317000006).
Место нахождения Министерства экономического развития Иркутской области - 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
-обращение заказчика с просьбой вынесения предписания об отмене
извещений NN 0134200016317000005, 0134200016317000006 об осуществлении закупок у единственного поставщика;
-извещение N 0134200016317000005 на осуществление содействию развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области;
-извещение N 0134200016317000006 на осуществление реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства на территории Иркутской области (Президентская программа);
-копия служебной записки СЛ-24-1184/17 от 23.06.2017 г.;
-скриншоты плана-графика с ЕИС;
-разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.09.2014 N Д28и-1972.
Описательная часть
21 июля 2017 г. в Иркутское УФАС России поступило обращение Министерства экономического развития Иркутской области с просьбой проведения проверки и вынесения предписания об отмене в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) N 0134200016317000005 на осуществление содействию развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области, N 0134200016317000006 на осуществление реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства на территории Иркутской области (Президентская программа).
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что заказчиком 12 мая 2017 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru были размещены извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N0134200016317000005 на осуществление содействию развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области, 16 мая 2017 года извещение N 0134200016317000006 на осуществление реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства на территории Иркутской области (Президентская программа).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 177 (далее - Постановление N177) в 2007/08 - 2017/18 учебных годах реализуется Государственный план подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации (далее - Государственный план). Реализация Государственного плана осуществляется путем предоставления субсидии из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по подготовке (обучению по дополнительным профессиональным программам) управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по дополнительным профессиональным программам в области экономики и управления.
Функции государственного заказчика мероприятий Государственного плана, а также функции по контролю за его реализацией возложены п.2 Постановления N177 на Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство экономического развития РФ).
На территории Иркутской области полномочий по подготовке управленческих кадров в целях реализация Государственного плана осуществляет Министерство экономического развития Иркутской области.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными организациями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2017/18 учебных годах (далее - Правила предоставления субсидий) определены приложением 7 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N316.
Согласно Правилам предоставления субсидий оплата образовательных услуг осуществляется на основании договоров о финансовом обеспечении расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам услуг по обучению в соответствии с Государственным планом, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и образовательными организациями, включенными в перечень образовательных организаций для участия в реализации Государственного плана (далее - договоры о финансовом обеспечении расходов).
Министерство экономического развития РФ в своих разъяснениях положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 29 сентября 2014 года N Д28и- 1972 указало, что заказчик вправе заключать договоры о финансовом обеспечении расходов с российскими образовательными организациями на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно вышеуказанным разъяснениям в 2015 и 2016 году заказчик заключал договоры о финансовом обеспечении расходов на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
При размещении информации о данных закупках в единой информационной системе в планах закупок, планах графиках, извещениях об осуществлении закупки у единственного поставщика, в реестре контрактов, отчетах об исполнении контракта, заказчик сталкивался с проблемой отсутствия понятия "финансовое обеспечение" в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, по которому выбирается объект закупки.
Также договор о финансовом обеспечении расходов не содержит обязательные условия государственного контракта, определенные статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ. Форма договора о финансовом обеспечении расходов является типовой и в соответствие с пунктом 21 Правил предоставления субсидий утверждается Министерством экономического развития РФ. Внесение правок в нее не допускается.
Частью 15 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ определен конкретный перечень случаев, когда государственный контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок, однако осуществление закупок по пункту 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в данный перечень не входит.
Кроме того, Инспекцией установлено, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федеральный закон N 44-ФЗ, данный закон регулирует отношения, касающиеся, в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Предметом заключаемых заказчиком договоров является финансовое обеспечении расходов, что фактически не является ни работой, ни услугой.
Таким образом, в связи с тем, что объектом осуществляемых заказчиком закупок является финансовое обеспечение расходов, что не входит в сферу действия Федерального закона N 44-ФЗ, Инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу о возможности заключения указанных договоров без применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Резолютивная часть
По результатам внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России принято решение:
- выдать предписание Министерству экономического развития Иркутской области об отмене извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика N 0134200016317000005 на осуществление содействию развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области, 16 мая 2017 года, извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика N 0134200016317000006 на осуществление реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства на территории Иркутской области (Президентская программа).
Руководитель инспекции |
<_..> |
Участники инспекции |
<_..> <_..> |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 августа 2017 г. по делу N 49
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017