Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту бани кирпичной (извещение N0369200004517000016) в присутствии:
- представителя ГСУСО "Полетаевский психоневрологический интернат" (далее - заказчик) Батуриной Ю.Ю., действующего на основании доверенности от 22.08.2017 N 14;
- директора ГСУСО "Полетаевский психоневрологический интернат" Вишникиной Н.Г., действующего на основании Приказов Министерства социальных отношений Челябинской области от 13.12.2011 N 1019лс, от 11.12.2012 N 1049лс, от 12.12.2016 N 411лс,
в отсутствие представителей ООО "Профит-плюс" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.08.2017 поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту бани кирпичной (извещение N0369200004517000016) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 28.07.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки. Изменения извещения размещены 31.07.2017, 01.08.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 8 535 200,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 16.08.2017 в 23:59.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в проекте контракта указан ненадлежащий срок оплаты выполненных подрядчиком работ.
2. В аукционной документации не указаны нормы государственных стандартов на материалы, используемые при выполнении работ.
3. В проекте контракта в отношении заказчика и подрядчика установлен ненадлежащий размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Срок оплаты выполненных подрядчиком работ установлен с учетом наличия двух источников финансирования, а именно средства областного бюджета (субсидии на иные цели) и субсидия, поступающая из бюджета Пенсионного фонда РФ.
2. Характеристики материалов, используемых при выполнении работ, установлены в соответствии со сметой, прошедшей государственную экспертизу.
3. Размер штрафа, начисляемого заказчику и подрядчику за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, установлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 данного Закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В пункте 12 аукционной документации, пункте 3.6 проекта контракта установлено, что оплата по договору производится заказчиком по факту приемки всего объема выполненных работ согласно сметам, с даты подписания заказчиком акта о приемке рабочей комиссией законченного объекта, акта о приемке выполненных работ ф. КС-2 и справки ф. КС-3, на основании предоставленных подрядчиком счета, счет-фактуры (если подрядчик является плательщиком НДС) в 2 этапа:
1) первый этап - оплата за счет средств областного бюджета (субсидии на иные цели) в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта приемки выполненных работ;
2) второй этап - оплата за счет субсидии, поступающей из Пенсионного фонда Российской Федерации, после поступления средств областного бюджета на счет подрядчика до 25.12.2017 года.
Как пояснено представителями заказчика, срок оплаты выполненных подрядчиком работ установлен с учетом наличия двух источников финансирования, а именно средства областного бюджета (субсидии на иные цели) и субсидия, поступающая из бюджета Пенсионного фонда РФ.
Вместе с тем, ссылка заказчика на срок второго этапа оплаты выполненных подрядчиком работ (до 25.12.2017 года) свидетельствует о том, что общий срок оплаты будет составлять более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, что в данном случае не соответствует частям 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту бани кирпичной.
В части II аукционной документации содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе обозначены максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что в данном случае соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Более того, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, запросов о даче разъяснений положений аукционной документации, в том числе в части описания объекта закупки, заказчику от участников не поступало. Следовательно, участникам были понятны условия, установленные в документации о закупке. Более того, на участие в рассматриваемом аукционе подано три заявки. Указанные заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 7.2.1, 7.3.2 проекта контракта предусмотрены меры ответственности заказчика и подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 2,5% и 10%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта, в том числе более 3 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта, составляющей 8 535 200,00 рублей, в проекте контракта должен быть установлен вариативный размер штрафа в отношении подрядчика и заказчика в размере: 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей. Указанные выводы подтверждены в решении Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-1076/2017.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
1. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не указаны единые требования к участникам закупки.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Закона.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе. Кроме того, заказчику в документации о закупке необходимо сделать оговорку, что указанные требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее, поскольку такие участники не обязаны быть членами саморегулируемой организации в силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту бани кирпичной, начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 535 200,00 рублей.
В пункте 17, подпункте 2.1 пункта 23 документации об аукционе предусмотрено, что участник закупки:
- должен быть членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального ремонта бани кирпичной (п. 4 формы выписки из реестра членов СРО (приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58);
- при этом, совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать ( с учетом цены контракта , заключаемого по результатам настоящего аукциона) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Не требуется членство в СРО участником закупки:
- перечисленным в ч .2.2. ст.52 Гр К РФ;
- предложившим цену контракта, не превышающую 3 млн. рублей.
Вместе с тем, в документации об аукционе не указано, что предоставляемая участником в составе второй части заявки выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе. Указанное обстоятельство не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Более того, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено заказчиком на основании части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Тогда как, указанное требование должно быть установлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.
В пункте 20 аукционной документации указан порядок предоставления разъяснений положений документации об аукционе, дата начала (31.07.2017) и дата окончания (14.08.2017) подачи запросов о предоставлении разъяснений положений документации об аукционе.
Вместе с тем, исходя из содержания пункта 20 аукционной документации, невозможно определить даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту бани кирпичной (извещение N0369200004517000016) обоснованными в части указания заказчиком в проекте контракта ненадлежащего срока оплаты выполненных подрядчиком работ; установления в проекте контракта ненадлежащего размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения частей 5, 8, 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 2, 11 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 августа 2017 г. N 556-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017