Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "УРАЛКАМ" (далее - Общество, Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (изв. N 0369200003517000115) в присутствии:
- представителя Областного государственного учреждения "Противопожарная служба Челябинской области" (далее - Заказчик), Букиной Ольги Юрьевны, действующего на основании доверенности N 68 от 22.08.2017;
- представителя Заказчика, Сергеевой Натальи Гермоновной, действующего на основании доверенности N 67 от 22.08.2017;
- в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРИОРИТЕТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (изв. N 0369200003517000115) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Областного государственного учреждения "Противопожарная служба Челябинской области" (далее - Заказчик) объявило о проведении электронного аукциона 26.07.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 11 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.08.2017, на участие в электронном аукционе допущены 2 заявки из 6.
Электронный аукцион состоялся 18.08.2017, снижение составило 13,5%.
Согласно протоколу итогов проведения электронного аукциона от 21.08.2017 обе заявки участников электронного аукциона признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с доводами заявителя, ему неправомерно отказали в допуске к участию в электронном аукционе, в то время как первая часть заявки ООО "УРАЛКАМ" полностью соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Представители Заказчика на заседании комиссии Челябинского УФАС России с доводами Заявителя не согласились, считают действия аукционной комиссии полностью соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" Информационной карты документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 13 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" Информационной карты документации об электронном аукционе указано:
"Сведения в отношении предлагаемых для поставки товаров, содержащиеся в первой части заявки, должны содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Товар, предлагаемый участником электронного аукциона, должен соответствовать требованиям заказчика к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) объекта закупки (согласно приложению N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме "Описание объекта закупки").
Предложение участника аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре):
1.В отношении минимальных и/или максимальных значений показателей: участник закупки указывает конкретное значение показателей без слов "или эквивалент", "не менее", "не более", "от", "до" "или".
2. В отношении показателей, значения которых не могут изменяться: участник закупки указывает значения показателей в формате, установленном Государственным заказчиком.
Предложение участника аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений.
Требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" в разделе "Показатели, значения которых не могут изменяться", установлено:
"Ширина дверного проема - не менее 940 мм. Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и иметь не менее 5 регулировок", "по краям крыши кузова в зонах для хождения должны быть установлены ограждения высотой не менее 100 мм".
В первой части заявки ООО "УРАЛКАМ" указано:
"Ширина дверного проема - 940 мм. Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и имеет 5 регулировок", "по краям крыши кузова в зонах для хождения установлены ограждения высотой -100 мм".
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников электронного аукциона от 15.08.2017 ООО "УРАЛКАМ" отказано в допуске к участию в электронном аукционе с формулировкой:
"Заявка участника закупки не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и требованиям ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Представленное в первой части заявки описание товара в соответствии с Приложением N 1 информационной карте " Описание объекта закупки" не соответствует требованиям документации об электронном аукционе. В качестве показателей, значение которых не могут изменяться требовалось: 1. "Ширина дверного проема - не менее 940 мм.", участник закупки предложил "Ширина дверного проема - 940 мм."; 2. "Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и иметь не менее 5 регулировок", участник закупки предложил "Сиденье водителя на пневмоподвеске и имеет 5 регулировок"; 3. "По краям крыши кузова в зонах для хождения должны быть установлены ограждения высотой не менее 100 мм", участник закупки предложил "По краям крыши кузова в зонах для хождения установлены ограждения высотой 100 мм". Нарушены требования разделов 12, 13 Информационной карты документации об аукционе. Основание для решения: пункты 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013".
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, заявку участника закупки, протокол рассмотрения заявок от 15.08.2017, приходит к выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе, поскольку в пункте 13 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование, согласно которому, в отношении показателей, значения которых не могут изменяться, участник закупки указывает значения показателей в формате, установленном Государственным заказчиком. Вместе с тем, в приложении N 1 к документации об электронном аукционе, показатели ширины дверного проема, количества регулировок сиденье водителя и высоты ограждения по краям крыши кузова в зонах для хождения находятся в разделе "показатели, значения которых не могут изменяться".
Вместе с тем. Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заявитель в жалобе указывал на неправомерность применения требований части 13 Информационной карты документации об электронном аукционе к показателям "Ширина дверного проема - не менее 940 мм. Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и иметь не менее 5 регулировок", "по краям крыши кузова в зонах для хождения должны быть установлены ограждения высотой не менее 100 мм", поскольку они являются количественными/числовыми показателями и фраза "не менее" не относится к формату значения.
Представители Заказчика на заседании комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что требования по ширине двери установлены исходя из практического опыта с целью обеспечения нормального времени выезда (1 минута), зависящего от оперативной посадки пожарных дежурного караула, одетых в боевую одежду пожарного. На сколько ширина дверного проема будет шире 940 мм Заказчику не важно, вместе с тем, данный показатель установлен в документации как неизменный, поскольку указанный параметр не является параметром, входящим в основные технические характеристики автомобиля (отсевает в каталогах производителей), а также для упрощения проверки соответствия данного показателя контракту при приемке поставляемого товара приемочной комиссией.
Показатель "Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и имеет не менее 5 регулировок" установлен в качестве неизменяемого, так как сиденья на грузовые автомобили могут монтироваться разных модификаций, обладающих разным функционалом (регулировками) и участник закупки на момент подачи заявки не имеет возможности точно указать количество регулировок. Количество регулировок не является параметром, входящим в основные технические характеристики автомобиля (отсутствуют в каталогах производителя).
Показатель "По краям крыши кузова в зонах для хождения должны быть установлены ограждения высотой не менее 100 мм" установлен в соответствии с ГОСТ 53328-2009.
Изучив документацию об электронном аукционе, а именно Приложение 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки", комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что из структуры данного приложения не ясно, что оспариваемые Заявителем показатели должны оставаться неизменными.
В Приложении 1 установлено:
"Показатели, значения которых не могут изменяться:
Автоцистерна (АЦ) пожарная предназначена для:
- доставки к месту вызова боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического и аварийно - спасательного оборудования;
- тушения пожаров в населенных пунктах, в лесных массивах и на промышленных объектах путём подачи к месту пожара воды из цистерны, открытого водоёма или гидранта через ручные стволы и стационарный лафетный ствол;
- подачи к месту пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или из сторонней ёмкости;
- подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников водоснабжения;
- проведения аварийно-спасательных работ, с помощью вывозимого аварийно - спасательного оборудования.".
Согласно правилам русского языка, двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение.
Исходя из данного правила, можно сделать вывод, что перечисление показателей, которые не могут изменяться заканчивается фразой "проведения аварийно-спасательных работ, с помощью вывозимого аварийно - спасательного оборудования", после которой в тексте стоит "точка".
Вместе с тем, показатели "Ширина дверного проема не менее 940 мм. Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и иметь не менее 5 регулировок", "по краям крыши кузова в зонах для хождения установлены ограждения высотой не менее 100 мм" расположены далее по тексту.
Указанная структура описания объекта закупки ввела в заблуждение участника закупки ООО "УРАЛКАМ" и не позволила ему заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Вместе с тем, потребность Заказчика в обозначении показателей "Ширина дверного проема - не менее 940 мм. Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и иметь не менее 5 регулировок" в неизменном виде со словами "не менее" не доказана Заказчиком на заседании Комиссии Челябинского УФАС России.
Более того, по показателям "Ширина дверного проема - не менее 940 мм. Сиденье водителя должно быть на пневмоподвеске и иметь не менее 5 регулировок" не представлены ГОСТы и иные регламентирующие документы, подтверждающие невозможность уточнить данный количественный показатель.
Пояснения Заказчика о том, что участник закупки на момент подачи заявки не имеет возможности точно указать количество регулировок сиденья водителя не принимается Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку при предоставлении первой части заявки участник закупки соглашается поставить товар в полном соответствии с требованиями документации об электронном аукционе, с указанием конкретных характеристик. Ширина дверного проема и количество регулировок сиденье водителя устанавливаются в пожарном автомобиле в зависимости от потребности Заказчика, вместе с тем, данные показатели по природе своей будут иметь конкретные числовые значения.
Требования к первой части заявки и инструкция по ее заполнению не содержат однозначной и безусловной информации о характеристиках, которые необходимо конкретизировать в составе заявки на участие в закупке.
Дифференцированный подход к указанию характеристик поставляемого товара в различных разделах документации о закупке, не имеющих ни правовой, ни логической взаимосвязи друг с другом с точки зрения требований к составу заявки и описания объекта закупки, может привести к неоднозначному толкованию требований к содержанию заявки и, как следствие, к сокращению количества участников закупки.
Так, как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке 4 из 6 заявок отклонены от участия в аукционе по причине неуказания в составе первой части заявки конкретных характеристик электрических ламп.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе выразившееся в нарушении объективности описания объекта закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УРАЛКАМ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (изв. N 0369200003517000115) необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и ООО "РТС-тендер" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е. В. Кулезнева
Д.С.Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2017 г. N 561-Ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017