Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "УралТехСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автодороги и тротуаров по ул. Дм.Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) (изв. N 0369300218517000038) в присутствии:
- представителя Управления коммунального хозяйства транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - Заказчик) Вавиловской Марины Леонидовны, действующего на основании доверенности от 15.02.2017;
- представителя Заказчика Путилина Виталия Валерьевича, действующего на основании приказа о назначении на должность от 15.02.2017;
- представителя Заказчика Дорофеева Степана Евгеньевича, действующего на основании приказа о переводе на должность N 134 от 01.03.2017;
- в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "УралТехСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автодороги и тротуаров по ул. Дм.Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) (изв. N 0369300218517000038) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 24.07.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 11 154 850,00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.08.2017 N0369300218517000038-1.
Электронный аукциона состоялся 14.07.2017, снижение начальной (максимальной) цены контаркта составило 2,5 %.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2017 N0369300218517000038-3.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы.
Согласно документации об электронном аукционе участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, вместе с тем, согласно сведениям Единого реестра членов СРО, победитель закупки ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" на момент подачи заявки не являлось членом СРО.
Представитель Заказчика на заседании комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что в составе второй части заявки победителя электронного аукциона приложена выписка из реестра членов саморегулируемой организации ЗАО "Саткинское дорожное ремонтно-строительное управление" с которым ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" заключен договор субподряда.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является ремонт автодороги и тротуаров по ул. Дм. Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы), начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 154 850,00 рублей.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что работы, предусмотренные аукционной документацией, являются капитальным ремонтом автомобильной дороги. Данный факт подтверждается тем, что ряд положений Локальной сметы, являющейся приложением к документации об электронном аукционе, соответствует перечню Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402).
Так, пункт "а" раздела 1 "При капитальном ремонте проводятся следующие работы по земляному полотну и системе водоотвода" устанавливает: "устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам)". Данному виду работ соответствует пункт 37 Локальной сметы.
Пункт "б" раздела 2 "по дорожным одеждам" устанавливает: "восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам)", что соответствует пунктам в Локальной смете 8, 9, 10, 22.
Пункт "б" раздела 3 "по искусственным и защитным дорожным сооружениям" устанавливает: "восстановление или замена подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, устройство укрепительных и регуляционных сооружений, сооружений для защиты от наледей, оползней и др" и соответствует пунктам в Локальной смете - 1, 2, 16, 17, 20 и т. д.
В документации об электронном аукционе, которой руководствовалась комиссия по рассмотрению при подведении итогов электронного аукциона 16.08.2017, установлено:
"9) Согласно п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64, п.2 ч.5 ст.66 Закона N44-ФЗ:
- участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Также, в пункте 30 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" Информационной карты документации об электронном аукционе установлена необходимость предоставления в составе второй части заявки выписки из реестра членов СРО.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.07.2017 заявка ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе, ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" признано победителем электронного аукциона.
В материалах дела представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации на третье лицо ЗАО "Саткинское дорожное ремонтно-строительное управление", с которым у победителя электронного аукциона заключен договор субподряда на ремонт автодороги и тротуаров по ул. Дм. Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) N 14 от 07.08.2017, также представленный в составе второй части заявки.
Согласно пояснениям представителей Заказчика документацией об электронном аукционе не предусмотрен запрет на привлечения к работам субподрядных организаций. В тоже время ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" выразило в заявке намерение привлечь субподрядчика к выполнению работ и представил выписку из реестра СРО на субподрядную организацию. Исходя из данных фактов аукционная комиссия приняла решение о соответствии заявки ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контактной систем.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы дела, пояснения Заказчика, приходит к выводу о наличии в действиях аукционной комиссии нарушений части 1, 2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по следующим причинам.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.
Исходя из буквального толкования положений части 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договору на строительство, реконструкцию, капитальном ремонте объектов капитального строительства, должны выполняться только лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций. Принимая во внимание тот факт, что договор заключается Заказчиком непосредственно с победителем закупки - генеральным подрядчиком, а не с субподрядной организацией, являющейся членом СРО, предоставление во второй части заявки выписке о членстве в реестре СРО субподрядной организации не является надлежащим исполнением требований документации об электронном аукционе и действующего законодательства о контрактной системе.
Таким образом, учитывая внесенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Комиссия Челябинского УФАС России считает ранее принятую судебную практику по вопросу возможности предоставления участником закупки во второй части заявки свидетельства о допуске СРО субподрядной организации неприменимой в рассматриваемом случае.
Более того, документация об электронном аукционе в пункте 29 имеет прямое требование о том, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, в нарушение частей 1, 2 пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией заявка ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ" признана советующей требованиям документации об электронном аукционе.
Признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в код 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из извещения и аукционной документации предмет закупки отнесен к коду ОКПД 2 - 42.11.10.120 "дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги" с начальной (максимальной) ценой контракта - 11 154 850,00 рублей.
Таким образом, выбранный заказчиком способ определения поставщика, объект закупки и начальная (максимальная) цена, обязывает заказчика установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением.
Вместе с тем, в документации об электронном аукционе отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, а также не установлено требование о наличии документов в составе второй части заявки участников закупки в соответствии с Постановлением, что противоречит пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УралТехСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автодороги и тротуаров по ул. Дм. Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) (изв. N 0369300218517000038) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и ЗАО "Сбербанк-АСТ" обязательное для исполнения предписания об устранении нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Д.С. Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 августа 2017 г. N 566-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017