Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя заказчика- администрации Отрадно- Ольгинского сельского поселения Гулькевичского района (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителей заявителя - ИП Хаджирокова рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Отрадно- Ольгинского сельского поселения Гулькевичского района при проведении электронного аукциона: " Устройство скважины для хозяйственно- питьевого водозабора в с. Отрадно- Ольгинское Гулькевичского района" (извещение N 0118300001417000009) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ИП Хаджироков Р.М. указывает, что Заказчиком установлены показатели товаров, значения которых определяются по результатам испытаний
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения Комиссия пришла к следующим выводам.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком - администрацией Отрадно- Ольгинского сельского поселения Гулькевичского района проводился электронный аукцион: "Устройство скважины для хозяйственно- питьевого водозабора в с. Отрадно- Ольгинское Гулькевичского района" (извещение N 0118300001417000009).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 850 600,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Приложении к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалов, оборудовании)" используемые при выполнении работ, заказчиком установлено:
2 |
Трубы стальные бесшовные, горячедеформированные |
|
соответствие |
|
Наружный диаметр, мм |
273 |
|||
Толщина стенки, мм |
более 9 |
|||
Расчетная масса 1 метра трубы, кг |
не выше 71,07 |
|||
Наличие на поверхности труб трещин и закатов |
не должно быть |
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Согласно Таблице 1 ГОСТ 8732-78 , существуют трубы с наружным диаметром от 9 до 75 мм. Вместе с тем, участник закупки может указать расчетную массу 1-м трубы выше71,07 кг, что позволяет предложить участнику закупки расчетную массу 1-м трубы с наружным диаметром менее 9 мм.
Таким образом, требования Заказчика позволяет предоставить участнику закупки показатели которые будут соответствовать требованиям аукционной документации, но будут противоречить ГОСТ, что вводит в заблуждение участников закупки, и нарушает п.1) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системы.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Так же, согласно Примечанию 2 к Таблице 1 ГОСТ 8732-78 массу 1 м труб вычисляют по формуле , где DH- наружный диаметр, мм; S- толщина стенки, мм. Плотность стали принята равной 7,850 г/см.
Таким образом, участнику закупки необходимо иметь товар в наличии для определения массы наружного диаметра.
Заказчиком не предоставлено в доказательств, подтверждающих необходимость испытаний данного показателя.
По позиции 8 Заказчиком установлено:
8 |
Бетонная смесь тяжелого бетона
|
|
соответствие |
|
|
Класс бетона по прочности на сжатие в проектном возрасте |
не ниже В 25 |
|
|||
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
менее 40 |
|
Заказчиком по позиции 8 "Бетонная смесь тяжелого бетона" установлены требования к классу бетона по прочности на сжатие в проектном возрасте не ниже В25 Использование конкретного класса бетона по прочности установлено технической документацией Заказчика. Класс бетона по прочности являются основными качественными характеристиками бетона.
Согласно ГОСТ 26633-2015:
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют:
По прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5;В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110;В120,
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ 18105-2010 нормируемая прочность бетона: прочность бетона в проектном возрасте или ее доля в промежуточном возрасте, установленная в нормативном или техническом документе, по которому изготавливают БСГ или конструкцию.
Примечание. В зависимости от вида прочности в проектном возрасте устанавливают следующие классы бетона по прочности:
B - класс бетона по прочности на сжатие;
Bt- класс бетона по прочности на осевое растяжение;
Btb - класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.
В соответствии с п. 8.6 ГОСТ 18105-2010 значения требуемой прочности бетона БСГ и сборных конструкций должны быть указаны в документе о качестве партий БСГ по ГОСТ 7473 и сборных конструкций - по ГОСТ 13015.
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) определено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Таким образом, показатель "Класс бетона по прочности на сжатие в проектном возрасте" в ГОСТ 26633-2015 отсутствует.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика- администрации Отрадно- Ольгинского сельского поселения Гулькевичского района (единой комиссии) нарушения ч.3 ст.7, п.1) п.2) ч.1 ст.64, п.1) п.2) ч.1 ст.33, Закона о контрактной системе.
3.Заказчику - ФГУП Рисоводческий племенной завод "Красноармейский" им. А.И. Майстренко (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017