Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Листопацкого Р.В. (далее - Заявитель) на действия ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт помещений" (извещение N0818100004217000013) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заявитель в жалобе указывает, что в Требованиях к материалам используемых при выполнении работ" установлены избыточные требования к товарам (материалам) (поз.18, 20, 21, 22, 26).
На рассмотрение представителями Заказчика представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт помещений" (извещение N0818100004217000013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 972 400,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Форму 2, где Заказчиком установлены требования к качественным, техническим характеристикам товара, его эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией.
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Ед. измерения |
18 |
Пена монтажная |
Количество компонентов |
1 |
|
|
шт |
Назначение |
|
|
Для нанесения пистолетом |
- |
||
Температура применения |
+5_+30 |
|
|
0С |
||
Плотность |
От 20 |
До 35 |
|
кг/м3 |
||
Время затвердевания |
|
Менее 36 |
|
час |
||
Температура самовозгорания затвердевшей пены |
Более +380 |
|
|
0С |
||
Термостойкость затвердевшей пены (к низким температурам) |
-55 |
+5 |
|
0С |
||
20 |
Лента самоклеющаяся пароизоляционная бутилкаучуковая для внутреннего слоя монтажного шва, соответствие ГОСТ 30971 |
Водопоглащение |
|
0,14 |
|
% |
Ширина ленты |
От 70 |
|
|
мм |
||
Характер разрушения |
|
|
когезионный |
- |
||
21 |
Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная |
Ширина клеящего слоя |
20 |
|
|
мм |
Толщина ленты в сжатом состоянии |
|
5 |
|
мм |
||
Максимальное расширение ленты |
От 25 |
До 40 |
|
мм |
||
Клеевые полосы |
1 |
2 |
|
стороны |
||
22 |
Панели потолочные квадратные |
Длина |
400 |
|
|
мм |
Толщина |
12 |
|
|
мм |
||
Влагостойкость |
|
|
влагостойкие |
- |
||
Светоотражение |
81 |
|
|
% |
||
Звукопоглощение |
0,2 |
|
|
NRC |
||
Ширина |
|
600 |
|
мм |
||
Масса 1 кв.м. |
|
3 |
|
кг |
||
26 |
Болты высокопрочные, тип 2, соответствие ГОСТ Р 52643 ГОСТ Р 52644 ГОСТ Р ИСО 898-1 |
Диаметр болта |
24 |
48 |
|
мм |
Покрытие изделий |
Отсутствие |
Наличие |
|
- |
||
Марка стали болта |
|
0,2 |
|
|
||
Площадь сечения болтов |
353 |
|
|
мм2 |
||
Класс прочности болтов |
>9,8 |
|
|
- |
||
Коэффициент закручивания |
0,11 |
|
|
|
||
Тип покрытия |
Неметаллическое |
Металлическое |
|
- |
||
Климатическое исполнение изделий |
У |
ХЛ |
|
- |
По поз.18 "Пена монтажная" Заказчиком установлено требование "Температура применения +5..+30 0С", "плотность от 20 до 35 кг/м3", "Время затвердевания менее 36 час", "Температура самовозгорания затвердевшей пены более +380 0С".
По поз.20 "Лента самоклеющаяся пароизоляционная бутилкаучуковая для внутреннего слоя монтажного шва, соответствие ГОСТ 30971" Заказчиком установлено требование "Водопоглащение 0,14 %".
По поз.21 "Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная" Заказчиком установлено требование "Максимальное расширение ленты от 25 до 40 мм".
По поз.22 "Панели потолочные квадратные" Заказчиком установлено "Площадь сечения болтов 353 мм2", "Класс прочности болтов >9,8".
Согласно Разделу "Инструкция по заполнению зевки" в графе "Минимальные значения показателей" установлены требования к минимальным значениям показателей, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе. Если требования к минимальным значениям показателя в графе "Минимальные значения показателей" указаны в виде числового значения, не сопровождающегося уточняющими требованиями "от", "более", ">", участнику закупки необходимо указать значение показателя большее или равное установленному документацией об электронном аукционе. Если требования к минимальным значениям показателя в графе "Минимальные значения показателей" указаны в виде числового значения, сопровождающегося уточняющими требованиями "от", "более", ">", участнику закупки необходимо указать значение показателя большее установленного документацией об электронном аукционе
В графе "Максимальные значения показателей" установлены требования к максимальным значениям показателей, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе. Если требования к конкретным максимальным значениям показателя в графе "Максимальные значения показателей" указаны в виде числового значения, не сопровождающегося уточняющими требованиями "до", "менее", "<", участнику закупки необходимо указать значение показателя меньшее или равное установленному документацией об электронном аукционе. Если требования к конкретным максимальным значениям показателя в графе "Максимальные значения показателей" указаны в виде числового значения, сопровождающегося уточняющими требованиями "до", "менее", "<", участнику закупки необходимо указать значение показателя меньшее установленного документацией об электронном аукционе.
При одновременном установлении требований к конкретному минимальному и максимальному значению показателей, конкретное значение показателя, предлагаемое участником закупки, должно одновременно удовлетворять требованиям, указанным в графах "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей".
В графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" установлены требования к неизменным значениям показателей, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе. Участники закупки указывают значения таких показателей в строгом соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Таким образом, Заказчик требует указать параметры используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний. Аналогичные нарушения допущены по всем позициям.
Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Листопацкого Р.В. обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ было выдано предписание N748 по делу NЭА-2030/2017 от 23.08.2017, повторное предписание не выдавать
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017