Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Быковой О.В. (далее - Заявитель) на действия ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт помещений" (извещение N0818100004217000013) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заявитель в жалобе указывает, что в Требованиях к материалам используемых при выполнении работ" установлены избыточные требования к товарам (материалам) (поз.2, 29, 43, 61).
На рассмотрение представителями Заказчика представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт помещений" (извещение N0818100004217000013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 972 400,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Форму 2, где Заказчиком установлены требования к качественным, техническим характеристикам товара, его эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией.
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Ед. измерения |
2 |
Гвозди строительные, соответствие ГОСТ 4028 ГОСТ 283 |
Форма головки |
|
|
плоская |
|
Диаметр стержня |
|
|
1,6 |
мм |
||
Сечение заостренной части гвоздя |
|
Круглое или квадратное |
|
- |
||
Диаметр головки |
3,2 |
|
|
мм |
||
Толщина головки |
от 0,76 |
|
|
мм |
||
Длина |
40 |
50 |
|
мм |
||
29 |
Лента ПВХ, соответствие ГОСТ 16214 |
Основа |
|
|
Пленка из поливинилхлоридного изоляционного пластиката |
- |
Ширина |
20 |
50 |
|
Мм |
||
Липкость ленты |
40 |
|
|
С |
||
Удельное объемное электрическое сопротивление при 200С |
Не определяют |
Определяют |
|
- |
||
|
|
Сорт |
первый |
Высший |
|
- |
Документация электронного аукциона содержит Инструкцию по заполнению заявки, где Заказчиком установлено: "В графе "Минимальные значения показателей" установлены требования к минимальным значениям показателей, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе. Если требования к минимальным значениям показателя в графе "Минимальные значения показателей" указаны в виде числового значения, не сопровождающегося уточняющими требованиями "от", "более", ">", участнику закупки необходимо указать значение показателя большее или равное установленному документацией об электронном аукционе. Если требования к минимальным значениям показателя в графе "Минимальные значения показателей" указаны в виде числового значения, сопровождающегося уточняющими требованиями "от", "более", ">", участнику закупки необходимо указать значение показателя большее установленного документацией об электронном аукционе".
Согасно ГОСТ 16214 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" п. 1.4. по внешнему виду и основным характеристикам лента должна соответствовать нормам, указанным в табл.2.
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
|
|
Высший сорт |
Первый сорт |
|
1. Внешний вид ленты |
Лента не должна иметь отверстий, пузырей, складок, трещин и посторонних включений, пропусков клеевого слоя и надрывов на кромках |
По п.4.5 |
|
2. Внешний вид рулона |
Выпуклость витков ленты и сквозные зазоры между витками на торцах рулона |
Выпуклость витков ленты и сквозные зазоры между витками на торцах рулона |
По п.4.6 |
|
не допускаются |
допускаются |
|
|
Поверхность рулона должна быть гладкой |
|
|
3. Цвет ленты |
Неокрашенная, белая, черная, серая, светло-синяя, голубая, фиолетовая, красная, розовая, оранжевая, коричневая, желтая, зеленая, синяя |
" |
|
4. Прочность при растяжении, МПа (кгс/см2), не менее |
14,7 (150) |
13,7 (140) |
По ГОСТ 14236 и п.4.7 настоящего стандарта |
5. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее |
190 |
То же |
|
6. Температура хрупкости, °С, не выше |
Минус 30 |
По п.4.8 |
|
7. Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С, Ом·см, не менее |
1·10 |
По ГОСТ 6433.2 и п.4.9 настоящего стандарта |
|
8. Липкость, с, не менее: |
|
|
|
для ленты толщиной 0,20 мм |
45 |
40 |
По п.4.10 |
для ленты толщиной 0,30 мм и выше |
50 |
50 |
|
Наименование показателя "липкость ленты" согласно ГОСТ 16214 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" сопровождается словосочетанием "не менее". Следовательно, при заполнении зявки участник, в соответствии с требоваиями документации, укажет показатель без сопровождения со словосочетанием "не менее", что будет противоречить требованиям ГОСТ.
Согласно п.4.10 ГОСТ 16214 липкость определяют при температуре (224) °С на трех образцах длиной 400 мм и шириной, равной ширине ленты. Образец ленты перегибают пополам липким слоем внутрь и на стеклянной подложке прокатывают его шесть раз роликом массой 10 кг и диаметром 150 мм, оставляя несклеенными концы длиной 50 мм. На прокатанной части образца отмечают рабочий участок длиной 100 мм и через 5 мин после прокатки проводят испытания.
Один прокатанный конец образца ленты закрепляют при помощи зажима в штативе, а к другому свободному концу подвешивают груз, массу которого (Х) в граммах вычисляют по формуле
В п.5.2 указанного ГОСТ "В каждый ящик или блок вкладывают этикетку, содержащую следующие данные: наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак; условное обозначение ленты; номер партии, дату изготовления; массу нетто; массу брутто; количество рулонов в единице упаковки, цену, артикул и номер прейскуранта (для ленты, предназначенной для розничной торговли); обозначение настоящего стандарта". Обязанность призводителя указывать лимкость лены на эикетке не установлена, таким образом, участник закупки может определить и указать липкость ленты только по результатам испытаний.
Аналогично по п.43 "Винты самонарезающие, соответствие ГОСТ 10618". Согласно ГОСТ 10618-80. "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)" п.2.4 Самонарезающие винты должны подвергаться термической или химико-термической обработке.
Твердость винтов с крупным шагом резьбы должна быть 57...63 HRC3, с мелким - 37...47 HRC3. Поверхностная твердость винтов после химико-термической обработки должна быть не менее 450 HV03; 83HR15N.
Показатель "твердость винтов" определяется по результатам испытаний в соответствии с методикой, описанной разделом 6.3 ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78) Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний (с Изменением N1) и ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердость по Роквеллу (с Изменениями N1,2,3, с Поправкой).
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Ед. измерения |
43 |
Винты самонарезающие, соответствие ГОСТ 10618 |
Диаметр резьбы |
От 4 |
|
|
мм |
Шаг резьбы |
1,5 |
|
1,6 |
мм |
||
Ширина площадки |
|
0,2 |
|
мм |
||
Длина винта |
От 20 |
|
|
мм |
||
Внутренний диаметр резьбы |
|
6,2 |
|
мм |
||
Длина конического конца 11 |
|
Менее 7,2 |
|
мм |
||
Длина конического конца 12 |
От 1 |
|
|
мм |
||
Твердость |
37 |
|
|
HRC |
||
Вид резьбы |
С мелким шагом резьбы |
С крупным шагом резьбы |
|
- |
||
61 |
Кабель силовой, тип 2, соответствие ГОСТ 23286 ГОСТ 22483 ГОСТ 31996 |
Номинальное напряжение |
|
1 или 3 |
|
кВ |
Номинальный наружный диаметр |
9 |
|
|
мм |
||
Распространение горения |
|
|
Не распространяет |
- |
||
Исполнение |
|
Нг; нг-НF; нг-LS |
|
- |
||
Число жил |
3 |
4 |
|
шт |
||
Количество проволок жил |
1 |
|
|
шт |
||
Форма кабеля |
плоская |
круглая |
|
- |
||
Материал жил |
Отожжённая медь без покрытия |
Отожжённая медь с металлическим покрытием |
|
- |
||
Материал изоляции жил |
|
Сшитый полиэтилен; поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности; полимерная безгалогенная композиция |
|
- |
||
Материал наружной оболочки |
|
Поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести; поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности |
|
- |
||
Номинальное сечение жил |
От 1,5 |
|
|
мм2 |
||
Класс токопроводящей жилы |
1 |
2 |
|
- |
||
Диаметр жилы |
От 1 |
|
|
мм |
||
Номинальная толщина изоляции жил |
0,6 |
|
|
мм |
||
Минимальная толщина наружной оболочки |
1,1 |
|
|
мм |
||
Радиус изгиба |
52,5 |
|
|
мм |
||
Номинальная толщина наружной оболочки |
1,4 |
|
|
мм |
По п.2 "Гвозди строительные, соответствие ГОСТ 4028 ГОСТ 283" Заказчик требует указать "толщину головки от 0,76", "диаметр стержня 1,6". Согласно чертежа 1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" минимальная толщина головки = 0,6х1,6=0,96 мм, но никак не "от 0,76".
По п.61 "Кабель силовой, тип 2, соответствие ГОСТ 23286 ГОСТ 22483 ГОСТ 31996" требуется указать показатели "номинальное напряжение 1 или 3кВ", "номинальная толщина изоляции жил 0,6". Согласно п.5.2.1.9 номинальная толщина изоляции жил должна соответствовать указанной таблицы 3 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" минимальная номинальная толщина изоляции жил кабеля на номинальное напряжение 1 кВ составляет 0,8 мм, кабеля на 3 кВ - 2,2 мм, но никак не "0,6 мм", как требовал Заказчик.
Таким образом, Заказчик требует указать параметры используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний.
Аналогично по всем остальным позициям: по п.27 использовано отсутствующее в русском языке слово "неличие", по п.66 "Лента для электромонтажных работ установлены требования к типу переплетения "стержневое или полотняное".
Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Быковой О.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 748
по делу N ЭА-2030/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
23 августа 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 23.08.2017 года по делу N ЭА-2030/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Быковой О.В. на ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт помещений" (извещение N0818100004217000013) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГК ВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" МО РФ (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2030/2017 от 23.08.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0818100004217000013. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 01.09.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017