Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ГазНефтеМонтаж" (далее - Заявитель) на действия администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ на объекте "Газопровод высокого давления и установка ШРП в х.Гречаная Балка" (извещение N0318300266917000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Куйбышевского сельского поселения Калининского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ на объекте "Газопровод высокого давления и установка ШРП в х.Гречаная Балка" (извещение N0318300266917000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 555 933,99 рублей.
Согласно протоколу N0318300266917000002-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.08.2017 г. заявка ООО "ГазНефтеМонтаж" отказано в допуске по основаниям, предусмотренным п.2) ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе,- несоответствие информации, а именно: участником не указаны следующие требования к товару: Поставляемый товар должен быть: новым товаром (товаром который не был в употреблении в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Требования к безопасности товара: Материалы при обычных условиях их использования, хранения должны быть безопасны для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу. Требования к упаковке товара: Упаковка материалов должна обеспечивать сохранность при хранении, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, от влияния высоких и низких температур. Требования к отгрузке товара: не установлено.
В соответствии с п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ заказчику требовалось: п.1 "Труба ПЭ ГАЗ", п.2 "Труба стальная" и иные.
На основании п.п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, согласно Закону о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик вправе устанавливать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров.
Вместе с тем при описании объекта закупки заказчиком в разделе "Сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" после требований к материалам установлено: Поставляемый товар должен быть: новым товаром (товаром который не был в употреблении в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Требования к безопасности товара: Материалы при обычных условиях их использования, хранения должны быть безопасны для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу. Требования к упаковке товара: Упаковка материалов должна обеспечивать сохранность при хранении, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, от влияния высоких и низких температур. Требования к отгрузке товара: не установлено.
Данные характеристики не относятся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, характеризующие требования, в том числе к выполняемой работе.
Согласно ст.66 Закона о контрактной системе участник закупки дает согласие на выполнение работы или оказание услуг для выполнения или оказания, которых используется товар, на условиях предусмотренных аукционной документацией.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В первой части заявки ООО "ГазНефтеМонтаж" дало согласие на выполнение работы или оказание услуг для выполнения или оказания, которых используется товар, предусмотренный аукционной документацией и предоставило сведения по товарам, что не противоречит ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
По результатам внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что:
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком в сведениях о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ, по позициям 2, 3, 4 "Труба стальная" описание товара "требуется стальная электросварная прямошовная труба снятой фаской из стали марки СТ2/Ст3/Ст4 кипящей или полуспокойной степени раскисления с нормированием механических свойств и/или химического состава, применяемая для трубопроводов. Группа труб должна быть А/Б/В.
Согласно инструкции по заполнению заявки знак "/"между двумя значениями показателей (за исключением использования в обозначении напряжения, фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3", а также размере присоединения (обозначение диаметра), марке битума и тп.) приравнивается к разделительному союзу "или" и означает, что участник закупки должен дать по данным показателям конкретное значение.
Таким образом, участнику закупки необходимо дать конкретное предложение в отношении как свойств стали, так и группу труб.
Согласно п.2.2. ГОСТ 10705-80 в зависимости от показателей качества трубы изготовляют следующих групп: А - с нормированием механических свойств:; Б - с нормированием химического состава; В- с нормированием механических свойств и химического состава.
На основании изложенного участник закупки может представить значение показателя, соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее ГОСТ 10705/80. Таким образом, требование заказчика противоречит п.1) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ заказчиком установлено по позиции 6 "Бетон гидротехнический" показатель "Класс бетона В15", Марка Бетона М200", "Класс по морозостойкости F150- F1100".
Вместе с тем, ГОСТ 26633-2015 не содержит классификацию бетона по маркам.
Таким образом, требования заказчика противоречит п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ заказчиком установлено по позиции 13 "Переходы" значение "Наружным диаметром и толщиной стенки, мм 89х3,5-57х3 и 108х4-76х3,5 и 108х4-57х3 и 159х4,5 - 108х4 и 159х4,5- 76х3,5.
При этом числовые значения установлены Заказчиком без привязки к конкретным параметрам(длина, ширина и иные).
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГазНефтеМонтаж" обоснованной.
2.Признать по результатам проведения внеплановой проверки в действиях единой комиссии заказчика- администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района нарушение п. п. 1), 2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017