На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом руководителя Краснодарского УФАС России N274 от 22.08.2017 г. (далее - Приказ) инспекцией Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" при заключении государственного контракта с ООО "СК "Кубань" N 82-13 от 16.09.2013 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Акушерско-гинекологический корпус по ул. Павлова, 19, в г. Кореновске Краснодарского края", в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Управления ФСБ России по Краснодарскому краю о проведении Инспекцией Краснодарского УФАС России внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении заказчика - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" при заключении государственного контракта с ООО "СК "Кубань" N 82-13 от 16.09.2013 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Акушерско-гинекологический корпус по ул. Павлова, 19, в г. Кореновске Краснодарского края".
Согласно представленной информации, заказчиком необоснованно пролонгирован срок производства работ по контракту, дополнительные соглашения N 7 от 17.10.2014 г., N 13 от 23.12.2015 г. заключены неправомерно. В обращении указана необходимость проверки аукционной документации на предмет ее соответствия действующему законодательству.
Рассмотрев представленные материалы, Инспекция пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0318200063913002150 "Выполнение подрядных работ по объекту: "Акушерско-гинекологический корпус по ул. Павлова, 19 в г. Кореновск, Краснодарского края".
Указанный электронный аукцион проводился в соответствии с положениями Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
01.01.2014 г. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе).
Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 г. N649/15; Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, инспекция Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок не может провести проверку аукционной документации N 0318200063913002150 "Выполнение подрядных работ по объекту: "Акушерско-гинекологический корпус по ул. Павлова, 19 в г. Кореновск, Краснодарского края" на предмет ее соответствия действующему законодательству.
16.09.2013 г. заказчиком - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" с ООО "Строительная компания "Кубань" по результатам проведения электронного аукциона для закупки N 0318200063913002150 заключён государственный контракт N 82-13 на выполнение подрядных работ по объекту: "Акушерско-гинекологический корпус по ул. Павлова, 19 в г. Кореновск, Краснодарского края".
В соответствии с п. 12.2.1 указанного контракта изменение лимитов финансирования из бюджета Краснодарского края по объекту согласовывается сторонами путем подписания дополнительного соглашения к контракту. П. 17.1 предусмотрено, что любая договорённость между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные настоящим контрактом и не противоречащих законодательству Российской Федерации, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения.
17.10.2014 г. между ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" и ООО "Строительная компания "Кубань" заключено дополнительное соглашение N 7 к государственному контракту от 16 сентября 2013 г. N 82-13 на выполнение подрядных работ по объекту: "Акушерско-гинекологический корпус по ул. Павлова, 19 в г. Кореновск, Краснодарского края", в соответствии с которым стороны пришли к соглашению внести изменения в раздел 3 контракта, регламентирующего сроки выполнение работ. Пункт 3.1 контракта изложен в следующей редакции: Календарный срок выполнения работ определен сторонами: -начало выполнения работ: с даты заключения контракта; окончание работ: 25 декабря 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Таким образом, при заключении указанного дополнительного соглашения заказчик должен был руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Таким образом, с учетом положений документации электронного аукциона N 0318200063913002150, а также положений Закона о контрактной системе у заказчика отсутствовали основания для заключения дополнительного соглашения N 7 от 17.10.2014 г. Следовательно, заключение дополнительного соглашения N 13 от 23.12.2015 г. является неправомерным, поскольку срок выполнения работ по контракту продлен незаконно.
Заказчик ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N191 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году" (далее Правила). Однако, указанные дополнительные соглашения заключены до принятия указанного Постановления Правительства.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП - изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
П. 6) ч. 1 ст. 24.5 КоАП предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" нарушение ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
2. Материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать ввиду истечения сроков давности.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 августа 2017 г. N ВП-54/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017