Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РИНКОМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБДОУ ДС комбинированного вида N29 "Мальвина" МО г. Геленджик при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт системы отопления групп здания" (извещение N 0118300003717000423) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г.Геленджик проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт системы отопления групп здания" (извещение N 0118300003717000423).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 168 095,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе аукционной документации "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ" установлены следующие требования:
- п.1 "Переход": материал - полипропилен\сталь, конструкция - с металлической вставкой и перекидной гайкой.
Заявитель указывает, что в ТУ 2248-004-88742502-2002 "Трубы напорные и фитинги (фасонные части) к ним из полипропилена" товар с наименованием "Переход с металлической вставкой и перекидной гайкой" отсутствует.
Заказчиком на заседании Комиссии пояснено, что требования к переходам установлены в соответствии с данными производителей. Представителем заказчика также на заседание Комиссии представлена информация, в которой представлен товар с наименованием "Переход с металлической вставкой и перекидной гайкой".
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
Аналогичные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установленные в соответствии с требованиями и информацией производителя, указаны также по ряду позиций раздела аукционной документации "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ" (например, п.9, п.10).
По мнению заявителя, в п.12 раздела аукционной документации "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ" заказчиком не указан материал товара.
В соответствии с пояснениями заказчика в п.12 раздела аукционной документации "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ" заказчик не устанавливает требования к материалам и не требует их указания в заявке участника.
В своей жалобе заявитель указывает, что в п.5, п.15, п19, п.20, п.21, п.22 "Трубы" заказчиком не указана определяющая информация (область применения, материал, тип по изготовлению).
В соответствии с предметом контракта, а также учитывая перечень видов работ, предусмотренных в сметной документации участник должен предложить в п.5, п.15, п19, п.20, п.21, п.22 трубы, которые позволят выполнить работы, предусмотренные сметной документацией.
В п.23 "Фланцы" раздела аукционной документации "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ" заказчиком установлены требования:
- п.23 "Фланцы": тип - стальной плоский приварной, номинальный диаметр DN - 25 мм, Номинальное давление PN 10 кгс\см2. Размер dB: 34,5 или 33 мм, Размер b: 16 или 14 мм. Размер D: 115 мм, Размер D1: 85 мм.
По мнению заявителя, заказчик при описании п.23 руководствовался положениями ГОСТ Р 54432-2011. Однако, данный ГОСТ отменен. В действующем ГОСТ 12820-80 отсутствуют фланцы, удовлетворяющие требованиям аукционной документации.
ГОСТ 12820-80 утратил силу с 01.04.2017 г.
Взамен ГОСТ 12820-80 введен в действие ГОСТ 33259-2015, согласно которому размеры фланцев стальных плоских приварных (тип 01) приведены в таблице 3.
Размеры в миллиметрах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
DN |
PN, кгс/см2 |
dB |
b |
c1 |
D |
D1 |
d |
n |
Номинальный диаметр болтов или шпилек |
||||||
|
|
Ряд 1 |
Ряд 2 |
Ряд 1 |
Ряд 2 |
|
Ряд 1 |
Ряд 2 |
|
Ряд 1 |
Ряд 2 |
Ряд 1 |
Ряд 2 |
Ряд 1 |
Ряд 2 |
DN 25 |
PN 1 |
33 |
- |
12 |
- |
3 |
100 |
- |
75 |
11 |
- |
4 |
- |
М10 |
- |
|
PN 2,5 |
34,5 |
|
14 |
100 |
11 |
4 |
М10 |
|||||||
|
PN 6 |
14 |
|
|
|
|
|||||||||
|
PN 10 |
|
16 |
115 |
85 |
14 |
М12 |
||||||||
|
PN 16 |
18 |
|
|
|
|
|
||||||||
|
PN 25 |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, заказчиком установлены требования в соответствии с действующим ГОСТ 33259-2015.
По п. 3 "Бетон" раздела аукционной документации "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ" заказчиком установлены требования к марке по осадке конуса, класс прочности на осевое растяжение.
Класс прочности на осевое растяжение является одним из основных качественных характеристика бетона, регламентированного к использованию для конкретного вида работ.
При этом, заказчик не требует от участников закупки предоставления конкретного либо неконкретного значения результата испытаний. Участник закупки имеет возможность и обязан указать, какого класса прочности на осевое растяжение в соответствии с требованиями заказчика будет им использоваться раствор в процессе производства работ и обеспечить соответствие данного класса предложенного им в заявке.
Таким образом, участник закупки имеет возможность указать конкретное значение класса прочности на осевое растяжение, так как в дальнейшем - "при заказе" именно такой раствор он и получит у предприятия-изготовителя согласно государственному стандарту.
Аналогична позиция Заказчика при указании марки по осадке конуса раствора.
В связи с изложенным, доводы Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснованны.
Так же заявитель указывает, что в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик установил требование "к наибольшей крупности заполнителя не менее 20 мм".
Согласно п.4.7.9 ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе. % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 60 мм |
Св 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
20-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к наибольшей крупности заполнителя, без конкретизации содержания фракций в крупном заполнителе.
Заявитель указывает, что заказчиком при описании объекта закупки размещены рисунки, буквенные обозначения на которых не доступны для ознакомления.
Ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети " Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Техническое задание размещено в формате, позволяющем осуществить ознакомление, поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки.
Кроме того, заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки содержит противоречия.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку формирования требований инструкции по заполнению заявки
В составе аукционной документации размещен раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки", который содержит порядок предоставления сведений в заявке участника.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РИНКОМ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003717000423).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 августа 2017 г. N ЭА-2089/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017