Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя ООО "СТРОЙКОМИНВЕСТ" Харченко С.Н. (доверенность б/н от 15.07.2017), в присутствии представителей муниципального заказчика Отдела капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО "Красноярский район" Вереина А.Н. (доверенность б/н от 22.08.2017), Анищенко О.Е. (доверенность б/н от 22.08.2017), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙКОМИНВЕСТ" (123103, г. Москва, наб. Новикова-Прибоя, д. 3, стр. 2, пом. 8, комн. 28) на действия муниципального заказчика Отдела капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО "Красноярский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. М. Горького в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014517000044), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.08.2017 поступила жалоба ООО "СТРОЙКОМИНВЕСТ" (далее - общество, Заявитель) на действия муниципального заказчика Отдела капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО "Красноярский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. М. Горького в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014517000044) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации.
Изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, Комиссия, установила, что 10.08.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. Как следует из вышеуказанных документов начальная (максимальная) цена контракта составила 5 038 353,00 рублей.
Заявителем в жалобе указывается довод о том, что Заказчик в аукционной документации не правомерно установил требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Комиссия соглашается с вышеуказанным доводом Заявителя по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Как следует из п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из п. ИУЗ 3 раздела III "Информационная карта ИУЗ" аукционной документации при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки: Наличие в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства":
- свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства согласно пунктам приказа Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Частями 2, 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.07.2017, установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее также - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса , и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
С 01.07.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", излагающие указанные выше правовые нормы в иной редакции.
Так, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса . Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса .
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается (часть 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 3 "Объем выполняемых работ" технического задания аукционной документации работы выполняются материалами, силами и средствами Подрядчика в следующем объеме:
N п/п |
Наименование выполняемых работ |
Единица измерения |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Дорожная одежда с учетом примыкания |
|
|
1 |
Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 1000 мм, толщиной: 10 см |
м2 |
65 |
2 |
Розлив вяжущих материалов(по существующему а/б покрытию) с доставкой битума до 90 км |
1 т |
1,305 |
3 |
Устройство выравнивающего слоя из плотной горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси марки II тип "Б" по ГОСТ 9128-97, |
т |
2.6006 |
|
Устройство дорожной одежды на съездах. съездов -14 шт., длиной 3 м с радиусом закруглений по 3 м |
|
|
1 |
Розлив вяжущих материалов (по суш. асф. бетонному покрытию)с доставкой битума до 90 км |
т |
0,865 |
2 |
Устройство покрытия из плотной горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси марки II тип "Б" по ГОСТ 9128-97, толщиной 4 см |
м2 |
4318 |
Астраханское УФАС России проанализировав вышеуказанные работы приходит к выводу о том, что для выполнения данных работ не требуется членство подрядной организации в саморегулируемой организаци.
Что также подтверждается информацией представленной Ассоциацией - Региональное отраслевое объединение Саморегулируемая организация "Астраханские строители" о том, что для выполнения работ по ремонту автомобильной дороги по ул. М. Горького в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области членство подрядной организации в саморегулируемой организации не обязательно.
Таким образом, Заказчик не правомерно установил требование о наличии у участников свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, что нарушает ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения не позволяют аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙКОМИНВЕСТ" на действия муниципального заказчика Отдела капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО "Красноярский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. М. Горького в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014517000044) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Отдел капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО "Красноярский район" нарушившим ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. М. Горького в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014517000044).
3. Выдать муниципальному заказчику Отделу капитального строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО "Красноярский район" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 августа 2017 г. N 336-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017