Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Премиум" Ерофеева О.В. (доверенность от 22.08.2017 N28), в отсутствие представителя уполномоченного органа МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района" (надлежащим образом уведомлен) и в отсутствие представителя муниципального заказчика администрации МО "Старокучергановский сельсовет" (надлежащим образом уведомлен), рассмотрев жалобу ООО "Премиум" на действия членов аукционной комиссии уполномоченного органа МБУ "Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ на благоустройство территории прилегающих к жилым домам по ул.Школьная N1 "а" от дома N21 "в" в п.Трусово, Наримановского района, Астраханской области (номер извещения: 0125300009017000005), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.08.2017 поступила жалоба ООО "Премиум" (далее - Заявитель, Общество) на действия членов аукционной комиссии уполномоченного органа МБУ "Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района" (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на право заключить контракт на выполнение работ на благоустройство территории прилегающих к жилым домам по ул.Школьная N1 "а" от дома N21 "в" в п.Трусово, Наримановского района, Астраханской области (номер извещения: 0125300009017000005) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла незаконное решение об отказе в допуске Обществу к участию в электронном аукционе, заявка которого зарегистрирована под N9, по основанию: ""участник закупки не указал ширину брусьев в пункте 16: Заказчик установил следующие требования: "Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5* м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта", в то в время как участник закупки установил следующее: "Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5* м, ширины: 100 мм, 125 мм, 150 мм, 175 мм, 200 мм, 225 мм, 250 мм, 275 мм, толщиной 100, 125 мм, IV сорта"; в пункте 49 участник не указал тип люков чугунных в соответствии с ГОСТ 3634-99".
Также, Комиссией ранее, 21.08.2017, была рассмотрена жалоба ООО "МасПрофи" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка процедуры рассмотрения первых частей аукционных заявок и принято соответствующее решение и предписание N333-РЗ-04-17, в котором указано следующее:
"24.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (реестровый номер 0125300009017000005) и документация об этом аукционе.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.08.2017, на участие в электронном аукционе было подано 11 аукционных заявок. Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.
Участника закупки, заявка которого зарегистрирована под N10, аукционная комиссия допустила к участию в электронном аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Заказчик в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установил в пункте 3.1.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации требования к содержанию первой части аукционной заявки, согласно которому в заявке должны быть указаны следующие сведения:
" - согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
При этом, пункте 3.3.2 аукционной документации Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а именно: "в случае если значения показателей товара в документации Заказчика указаны со знаком "/" (слеш), то следует показатели указывать конкретные (точные) значения показателей предлагаемого товара.".
Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что аукционная комиссия правомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям.
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Позиция N49
Люки чугунные по типу ЛМ(А15)/Л(А15)/С(В125)/Т(С250)/ТМ(Д400)/СТ(Е600)/Р. Полное открытие, мм 450 |
Позиция N49
Люки чугунные по типу ЛМ(А15)/Л(А15)/С(В125)/Т(С250)/ТМ(Д400)/СТ(Е600)/Р. Полное открытие, мм 450 |
Не соответствует требованиям аукционной документации, т. к. участник закупки не представил конкретный показатель типа люка. |
При этом Комиссия отмечает следующее.
В силу пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
Между тем, в пункте 16 раздела "Ведомость ресурсов" аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к брусьям: "Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5* м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта"
При этом Заказчиком не конкретизировано, что именно понимается им под термином "все ширины", не раскрыто его значение, которое позволило бы участникам закупки правильно заполнить свои аукционное заявки.
Кроме того, в пункте 40 раздела "Ведомость ресурсов" аукционной документации Заказчик установил следующие требования к люкам чугунным тяжелым: "Люки чугунные тяжелые по типу ЛМ(А15)/Л(А15)/С(В125)/Т(С250)/ТМ(Д400)/СТ(Е600)/Р. Полное открытие, мм 450 , глубина установки крышки в корпусе, мм 20
, масса общая, справочная, кг 45
".
Однако согласно пункту 4.1 ГОСТа 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев" люки чугунные тяжелые относятся только к типу Т(С250).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком объекта закупки не является объективным и не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что допущенные муниципальным заказчиком нарушения Закона о контрактной системе являются существенными, привели к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, Комиссия Управления полагает необходимым выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе".
Что касается довода жалобы о незаконном решении об отказе в допуске Обществу к участию в электронном аукционе, заявка которого зарегистрирована под N9, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
В заявке, зарегистрированный под N9 предложены к использованию брусья шириной: 100 мм, 125 мм, 150 мм, 175 мм, 200 мм, 225 мм, 250 мм, 275 мм , толщиной 100 мм, 125 мм, IV сорта.
Несоответствие ширины и толщины брусьев друг другу явилось основанием для отказа аукционной комиссией Обществу в допуске к участию в аукционе.
Комиссия Управления соглашается с таким решением аукционной комиссии по следующим основаниям.
В техническом задании аукционной документации определено, что качество поставляемого товара и работ должно соответствовать ГОСТам и иным стандартам.
Таким образом, из содержания аукционной документации прямо следует, что участникам закупки при выполнении работ, являющихся объектом закупки, надлежит использовать материалы, характеристики которых соответствуют требованиям технических норм и правил, в том числе ГОСТам, а само описание этих характеристик, включаемое в первую часть аукционной заявки, должно осуществляться с использованием общепринятых обозначений и наименований, соответствующих действующим нормативным документам, в том числе ГОСТам.
На момент подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе (равно как и в настоящее время) на территории Российской Федерации действовал (действует) ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (в редакции от 01.06.2005, источник опубликования: Стандартинформ, 2005 год) (далее по тексту - ГОСТ 18288-87).
Данный ГОСТ устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства. При этом этим ГОСТом определено, что содержащиеся в нем термины, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
ГОСТом 18288-87 установлены следующие понятия таких пиломатериалов, как брус, брусок и доска:
- брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более;
- брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины;
- доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Установленные ГОСТом 18288-87 понятия являются основополагающими в области лесопильного производства и позволяют отличать брусья, бруски, доски и иные пиломатериалы друг от друга.
Из приведённого определения бруса следует, что брусом является только такой пиломатериал, который имеет одинаковые толщину и ширину, в противном случае пиломатериал не может быть отнесен к брусьям.
Участник закупки, заявка которого зарегистрирована под N9 предложил к использованию брусья шириной: 100 мм, 125 мм, 150 мм, 175 мм, 200 мм, 225 мм, 250 мм, 275 мм , толщиной 100 мм, 125 мм, IV сорта, что не соответствует требованиям аукционной документации, т. к. Заказчиком заявлены брусья толщиной 100 мм, 125 мм.
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия полагает, что аукционная комиссия правомерно отказала в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Премиум" на действия членов аукционной комиссии уполномоченного органа МБУ "Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на право заключить контракт на выполнение работ на благоустройство территории прилегающих к жилым домам по ул.Школьная N1 "а" от дома N21 "в" в п.Трусово, Наримановского района, Астраханской области (номер извещения: 0125300009017000005) необоснованной.
2. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать в связи ранее выданным предписанием от 21.08.2017 N333-РЗ-04-17.
3. Материалы жалобы должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать, поскольку ранее материалы жалобы ООО "МасПрофи" на действия на действия членов аукционной комиссии уполномоченного органа МБУ "Единая дежурно - диспетчерская служба Наримановского района" (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на право заключить контракт на выполнение работ на благоустройство территории прилегающих к жилым домам по ул.Школьная N1 "а" от дома N21 "в" в п.Трусово, Наримановского района, Астраханской области (номер извещения: 0125300009017000005) были переданы.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 августа 2017 г. N 342-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017