Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.08.2017 N 304 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "Профит - плюс", ООО "Недра Сибири" (далее - Комиссия), при участии представителей уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, заказчика ОГКУ "УпрДорТранс Белгородской области" (доверенность от 12.01.2017 б/н), в отсутствие представителей заявителей: ООО "Профит-плюс", ООО "Недра Сибири" (надлежаще уведомлены о месте и времени рассмотрения дела), рассмотрев материалы дела N 321-17-Т по жалобам ООО "Профит плюс", ООО "Недра Сибири" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Призрачное - Журавка км 0+000-км 12+600 Прохоровского района, протяженностью 12,6 км (капитальный) (N закупки 0126200000417001779) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступили жалобы ООО "Профит-плюс" и ООО "Недра Сибири" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы ООО "Профит - плюс" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в Электронном аукционе химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что указывает на нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из жалобы ООО "Недра Сибири" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- пунктом 9.2 проекта контракта установлено, что "Денежные средства, внесенные Подрядчиком на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта подлежат возврату Заказчиком в течение 7 рабочих дней с даты получения письменного требования Подрядчика. Подрядчик вправе требовать возврата обеспечения исполнения контракта после подписания акта приемки в эксплуатацию Объекта без замечаний". По мнению заявителя, указанный в пункте 9.2. проекта контракта срок возврата денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта необъективен, поскольку указанные средства в данном случае подлежат возврату не по истечению выполнения обязательств сторонами (как это следует из положений Закона о контрактной системе), а в течение 7 рабочих дней с даты получения письменного требования Подрядчика;
- согласно пункту 10.2.1 проекта контракта "При выполнении работ Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства и/или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15% от цены контракта". По мнению заявителя, заказчик, не установив в документации об Электронном аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства в виде процента от цены контракта, нарушил часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе;
- содержание документации об Электронном аукционе при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии не позволяет участнику закупки установить срок действия банковской гарантии, так как заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, при этом какого-либо порядка, позволяющего участнику закупки определить (рассчитать) срок действия банковской гарантии документация об аукционе не содержит, что указывает на нарушение заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
- ресурсные ведомости N 4-2, 4-4, 4-7 содержат указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент". Кроме того, параметры эквивалентности не установлены. Например: Пенополиуретан ("ThormaPoliuretan"), Битумно-полимерное вяжущее ("ThormaJointBinder BJ200"), Смесь "EMACO-90", Трубы "Корсис" SN 8 и т.д., что указывает на несоблюдение заказчиком требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган не согласны с доводами жалоб ООО "Профит-плюс", ООО "Недра Сибири", представили возражения на жалобы ООО "Профит-плюс", ООО "Недра Сибири", считают, что положения документации об Электронном аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Представители уполномоченного органа и заказчика на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в возражениях, просят признать жалобы ООО "Профит-плюс" и ООО "Недра Сибири" необоснованными.
Комиссия, рассмотрев жалобы ООО "Профит-плюс", ООО "Недра Сибири", возражения на жалобы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.08.2017 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - ремонт автомобильной дороги Призрачное - Журавка км 0+000-км 12+600 Прохоровского района, протяженностью 12,6 км (капитальный).
Начальная (максимальная) цена контракта - 114 319 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалоб контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Довод, содержащийся в жалобе ООО "Профит плюс", Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из части 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронного аукциона следует, что первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов, предлагаемых для использования (технические характеристики материалов (товаров), в соответствии с Приложением N 1 "Описание объекта закупки" (технические характеристики материалов) к документации об электронном аукционе).
При этом сведения о материалах, содержащиеся в предоставляемой участником аукциона заявке на участие в аукционе, должны быть полными, то есть должны в обязательном порядке включать в себя: конкретное наименование материалов, конкретные показатели материалов, а также товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, форменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов.
Приложением N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе (далее - Техническое задание) определен перечень материалов, которые требуется применять для выполнения работ по объекту исследуемой закупки, а также требования к характеристикам таких материалов, в том числе:
- по пункту 1- щебеночно-песчаная смесь с-4 фракции 0-80 мм по ГОСТ 25607-2009, которая среди прочего должна соответствовать следующим показателям: полный остаток на сите, N 063, % по массе - 80-95; содержание пылевидных и глинистых частиц, % - до 5, в том числе, глины в комках, % - до 20; удельная эффективная активность естественных радионуклидов, А эфф. - до 740Бк/кг;
- по пункту 2 - щебень из природного камня для строительных работ, фр. 5-20 мм по ГОСТ 8267-93, который среди прочего должен соответствовать следующим показателям: зерновой состав (полные остатки) на контрольных ситах, %: соответственно до 10, 30-60, 90-100; содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы, % - до 25; содержание пылеватых и глинистых частиц, % - до 1; содержание зерен слабых пород, % - до 5; содержание глины в комках, % - не более 0,25; удельная эффективная активность естественных радионуклидов, А эфф. - до 740Бк/кг; содержание вредных компонентов и примесей, в пересчете на SO3, % - до 1,5;
- по пункту 3 - битум БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90, который в том числе должен соответствовать следующим показателям: глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 25°C - 61-90; глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 0°C - не менее 20; растяжимость при 25°C - не менее 55 см; растяжимость при 0°C - не менее 3,5 см; температура размягчения по К и Ш - не менее 47°C; температура хрупкости - не выше минус 15°C, температура вспышки - не ниже 230°C;
- по пункту 4- эмульсия битумная ЭБДК - С по ГОСТ55420-2013, которая, в том числе должна соответствовать следующим показателям: условная вязкость по вискозиметру при 40°С - не более 40 с; содержание остаточного вяжущего - 50-65%, остаток на сите N 0,14, % по массе - до 0,25%; индекс распада при использовании: песка кварцевого - 201-260, кварца пылевидного - 51-80; устойчивость при хранении по остатку на сите N 014, % по массе - не более 0,30; устойчивость к расслоению при хранении до 7 суток: метод А - не более 5 %, метод Б - не более 7%; адгезия к минеральному материалу - не менее 75%; глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 25°С - не менее 60; температура размягчения по кольцу и шару, °С, - не менее 41; температура хрупкости - не выше минус 15°С.
При рассмотрении дела установлено, что требования пунктов 1-4 Технического задания в части вышеупомянутых характеристик материалов повторяют положения соответственно ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 55420-2013.
По данным характеристикам согласно приведенному Техническому заданию в заявке на участие в Электронном аукционе не требуется обязательное представление точных значений и допускается указание диапазона значений, соответствующего требованиям документации об Электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что для представления требуемых в документации об Электронном аукционе сведений об указанных выше характеристиках по пунктам 1-4 Технического задания необходимо проведение испытаний определенной партии материалов не нашли своего подтверждения.
Таким образом, жалоба ООО "Профит-плюс" является необоснованной.
Жалобу ООО "Недра Сибири" Комиссия считает необоснованной по следующим основаниям.
1. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт обязательное условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссией установлено, что пункт 9.2 проекта контракта изложен заказчиком в следующей редакции "Денежные средства, внесенные Подрядчиком на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта подлежат возврату Заказчиком в течение 7 рабочих дней с даты получения письменного требования Подрядчика. Подрядчик вправе требовать возврата обеспечения исполнения контракта после подписания акта приемки в эксплуатацию Объекта без замечаний".
Таким образом, требование части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в части включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта заказчиком исполнено.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "Недра Сибири" является необоснованным.
2. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1466 от 23.12.2016 утверждены "Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление), в соответствии с которыми обязанностью поставщика (подрядчика, исполнителя) является привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Таким образом, Постановление не содержит конкретное значение объема привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства
Согласно пункту 10.2.1 проекта контракта "При выполнении работ Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства и/или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15% от цены контракта".
Таким образом, пункт 10.2.1 проекта контракта согласуется с требованиями Постановления.
Учитывая изложенное выше, довод жалобы ООО "Недра Сибири" в части необходимости указания в проекте контракта конкретного значения объема привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, в том числе, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о Контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, государственный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из пункта 19 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе следует, что порядок предоставления обеспечения исполнения государственного контракта, требования к обеспечению установлены в части 13 "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта" Раздела I "Общие положения" настоящей документации.
Из пункта 13.2 части 13 "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта" Раздела I "Общие положения" документации об Электронном аукционе следует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ требованиям, или внесением денежных средств на счет, указанный в Информационной карте электронного аукциона настоящей документации, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 4.1 проекта контракта документации об Электронном аукционе сроки выполнения работ по Объекту составляет:
Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта,
Окончание выполнения работ: по30 сентября 2017 года (включительно).
При этом датой окончания выполнения работ является дата подписания акта приемки в эксплуатацию Объекта.
Согласно пункту 7.4 проекта контракта за 5 дней до полного завершения работ на Объекте Подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости создания комиссии по приёмке в эксплуатацию Объекта. Приемка выполненных работ осуществляется Приемочной комиссией в течение 10 дней с даты получения уведомления. Датой приемки выполненных работ считается дата подписания акта приемки в эксплуатацию Объекта.
Из пункта 3.4 проекта контракта следует, что окончательный расчет производится в течение 30 дней после подписания акта приемки в эксплуатацию Объекта.
Из изложенного выше следует, что в проекте контракта документации об Электронном аукционе заказчиком установлен срок действия контракта.
Кроме того, проект контракта содержит порядок, позволяющий участнику закупки рассчитать срок действия банковской гарантии.
Следовательно, участнику закупки представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.
При указанных обстоятельствах третий довод жалобы ООО "Недра Сибири" является необоснованным.
4. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пунктам 28, 29, 30 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" проектная документация должна содержать раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", который включает в том числе обоснование особенностей и порядка определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства, сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
При этом, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр).
Согласно пункту 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр 15.12.2009 под N 94, стоимость материальных ресурсов в сметной документации может определяться: в базисном уровне цен - по федеральным, территориальным и отраслевым сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных, заготовительно-складских и прочих расходов.
На заседание Комиссии заказчик представил копию Положительного заключения N31-1-6-5100-17 объекта капитального строительства (далее - Положительное заключение) ГАУ Белгородской области "Управление государственной экспертизы" .
Из пункта 3.4. Положительного заключения следует, что сметная стоимость объекта "Ремонт автомобильной дороги Призрачное - Журавка км 0+000-км 12+600 Прохоровского района Белгородской области общей стоимостью в текущем уровне цен по состоянию на 27.04.2017 (с учетом НДС) - 114 706, 82 тыс.руб. определена достоверно в соответствии со сметными нормативами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств тому, что такие материалы как пенополиуретан ("ThormaPoliuretan"), битумно-полимерное вяжущее ("ThormaJointBinder BJ200"), смесь "EMACO-90", трубы "Корсис" SN 8 и т.д., включенные в ресурсные ведомости N 4-2, 4-4, 4-7, содержат указания на товарный знак.
При указанных обстоятельствах четвертый довод жалобы ООО "Недра Сибири" не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 августа 2017 г. N 2973/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017