Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-3086/17 на выполнение подрядных работ по объекту: "Центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" район д. Мичурино Тюменского района. Деревянное домостроение", реестровый номер закупки 0167200003417003673 (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 16.08.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 18.08.2017 г. N 369 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, представителей не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно доводам жалобы, заказчик в описании объекта закупки установил требование к товарам, используемым при выполнении работы. Так, в числе требований установлено, что известь должна выдерживать испытание на равномерность изменение объема.
Кроме того, заявитель указывает, что аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее по тексту-Лицензия МЧС).
Присутствовавший в заседании комиссии представитель уполномоченного органа, не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо исх.N 0686 от 21.08.2017). Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Представитель заказчика позицию уполномоченного органа поддержал, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-3086/17 на выполнение подрядных работ по объекту: "Центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" район д. Мичурино Тюменского района. Деревянное домостроение" в интересах Государственного автономного учреждения Тюменской области "Областной центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" с начальной максимальной ценой контракта 18366270,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417003673.
Согласно п.4 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-3086/17 объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" район д. Мичурино Тюменского района. Деревянное домостроение".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Приложение N 1 к аукционной документации N АЭ-3086/17 содержит характеристики товара, используемого при выполнении работы.
Пунктом 5 указанного приложения установлено, что гидравлическая или воздушная известь, используемая при выполнении работы, должна выдерживать испытания на равномерность изменения объема.
Согласно ГОСТу 9179-77 "Межгосударственный стандарт. Известь строительная. Технические условия" (утв. и введённого в действие Постановлением Госстроя СССР от 26.07.1977 N 107 в ред. от 01.03.1989) воздушная и гидравлическая известь должна выдерживать испытание на равномерность изменения объема. Соответственно, требование о выдерживании испытания на равномерность изменения объема, относится к качественной характеристики извести. При этом участникам закупки не нужно проводить испытание на равномерность изменения объема извести при подаче заявки на участие в аукционе.
В части довода заявителя, о том, что аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС, указывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно аукционной документации предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству объекта.
Раздел 7 аукционной документации содержит требование к участникам аукциона о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Приложением N 8 к аукционной документации определен перечень видов работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц: подготовительные, земляные, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство кровли, фасадные работы, внутренние отделочные работы, устройство сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и т.д.
Согласно пояснениям представителя заказчика, при выполнении подрядных работ по строительству, аукционной документацией предусмотрены также работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, которые подрядчик может выполнить с привлечением сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешительные документы, на выполнение соответствующих работ.
Комиссией установлено, что Приложением N 1 к аукционной документации, установлены характеристики, пожарного извещателя: дымовой оптико-электронный точечный, тепловой максимальный (п.17).
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Комиссия указывает, что в рассматриваемом случае, работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации не являются самостоятельным объектом закупки и могут быть выполнены участником закупки посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, следовательно, установление в аукционной документации требования о предоставлении сорной лицензии, приведет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, требование о наличии спорной лицензии в данном случае правомерно не установлено, а довод заявителя в указанной части, Комиссия признает несостоятельным.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки, установлено следующее.
Приложение N 1 электронного аукциона N АЭ-3086/17 содержит перечень товара, где участнику необходимо указать характеристики материалов, используемых для выполнения работ, в частности массовую долю углевода, марганца, кремния, хрома стали, полный остаток песка на сите и т.д.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3.2.2 аукционной документации N ЭА-802-16 (Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе) участнику закупки при описании материалов, используемых при выполнении работ необходимо руководствоваться инструкцией, указанной в приложении N 1 к документации.
Согласно приложению N 1 к документации при описании характеристик используемого товара не допускается использование слов "не более", "не менее". Если в характеристиках, указанных в аукционной документации, используются слова "более или менее", то показатель характеристики товара должен быть больше или меньше показателя установленного в документации. Если используются слова "не менее или не более", в этом случае конкретный показатель характеристики товара, может иметь показатель указанный в документации или же быть больше или меньше.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требования к физико-химическим показателям товара (к массовой доле углеводов, марганца, кремния, хрома в процентном соотношении стали; к модулю крупности, полному остатку песка на сите; минимальной массовой доле нелетучих веществ шпатлевки; минеральным добавкам извести; удельной эффективной активности естественных радионуклидов цементного раствора, содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций раствора, и т.п.) применяемого при выполнении работ не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
При этом заказчиком не обоснована необходимость, и значимость для заказчика соответствующих значений, не указано, каким образом иные значения химических показателей материала повлияют на их безопасность и результат работ.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность к указанию таких характеристик, их влияние на результат работ.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, как установлено, материалами дела, электронный аукцион N АЭ-3086/17 на выполнение подрядных работ по объекту: "Центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" район д. Мичурино Тюменского района. Деревянное домостроение" признан несостоявшимся, в связи с чем, оснований для выдачи предписания не имеется.
Руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кем-Логистик" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-3086/17 на выполнение подрядных работ по объекту: "Центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" район д. Мичурино Тюменского района. Деревянное домостроение" (реестровый номер закупки: 0167200003417003673) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.
3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 августа 2017 г. N фкс17/269
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017