Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
__
с участием представителей сторон:
от заказчика: отдел образования администрации Тобольского муниципального района (далее также - заказчик) _ по доверенности
в отсутствии уполномоченного органа: администрация Тобольского муниципального района (далее также - уполномоченный орган), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
от заявителя: ООО "Матмассыагропромстрой" (далее также - заявитель, Общество), _по доверенности,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия аукционной комиссии уполномоченного органа- администрации Тобольского муниципального района при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МАОУ "Байкаловская СОШ" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300028817000053),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 21.08.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 23.08.2017 г. N 381 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного учреждения при проведении обозначенного электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представители заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Тобольского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МАОУ " Байкаловская СОШ" в интересах отдела образования администрации Тобольского муниципального района.
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300028817000053.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 339 870,00 рублей;
На участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки с порядковыми номерами 2,3,4,5,6,7,9,10;
К участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
В период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал участник под N3 Аукциона, снижение на Н(М)ЦК составило 0,5%.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В п.3 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен ГОСТ 6141" (Приложение N1 аукционной документации "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ) установлено следующее требования:
Длина |
не Более 200 |
Ширина |
не Менее 150 |
Термическая стойкость глазури |
не Менее 125 |
Как установлено Комиссией Заявитель в своей заявке указал длину 200 мм и ширину 150 мм, Термическая стойкость глазури 125 Со
Представители Заказчика в заседании Комиссии пояснили, что:
1) показатели длины и ширины установлены к плитке двух видов - квадратные и прямоугольные. Помимо этого, установленные требования по форме и размерам соответствуют ГОСТ 6141, а именно п. 1.3 и таблицей 1 (это, по сути, один вариант размеров для прямоугольных плиток и два варианта размеров для квадратных плиток). Соответственно, Заявитель указал, что предлагаются плитки квадратные и прямоугольные (в соответствии с требованием АД), однако размеры указал только для прямоугольной плитки, что явилось противоречием в заявке УЗ.
2) показатели термической стойкости глазури установлены: не менее 125 град.С (наименьшее возможное значение для совокупности цветных и белых плиток). А также о том, что плитки должны быть белые и цветные, причем для цветных плиток установлено требование по цвету: серый и кремовый или светло-коричневый. Требование по термической стойкости глазури установлено в соответствии ГОСТ 6141, а именно п. 1.3 и таблицей 1. При этом Заявитель указал, что плитки будут белые и цветные, указал цвет для цветных плиток и указал термическую стойкость глазури, для цветных плиток соответствующую ГОСТ 6141, а для белых не соответствующую ГОСТ 6141.
Вместе с тем, Комиссия, изучив Инструкцию по заполнению первых частей заявок, не находит описания как следует поступать участнику при заполнении своей заявки в случае, когда заказчик устанавливает условие выбора нескольких типов материала, при этом просит указать характеристику только самого материала без учета выбранных им типов.
Комиссия приходи к выводу, что составив, таким образом, требования к описанию объекта закупки, и не указав, как следует действовать участникам при заполнении заявок в вышеуказанном случае, Заказчик ввел в заблуждение участников, а также аукционную комиссию относительно правильности заполнения заявок.
В п.72 "Блоки дверные металлические противопожарные ГОСТ 31173, ГОСТ 30244, ГОСТ 538, ГОСТ 30247.0, ГОСТ 30247.1" (Приложение N1 аукционной документации "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ) установлено следующее требования:
Класс звукоизоляции |
до 3 |
|
Звукоизоляция |
не Менее 20 |
дБ |
Как установлено Комиссией, Заявитель указал класс звукоизоляции 2 и звукоизоляцию 20 дБ. Вместе с тем согласно п.4.2.3 ГОСТ 31173 класс звукоизоляции 2 должен иметь звукоизоляцию не менее 26 дБ.
Представители Заказчика в заседании Комиссии пояснили, что установленные требования по звукоизоляции и ее классу, которые полностью соответствуют ГОСТ 31173. Класс звукоизоляции до 3 - т.е. любой из трех существующих. Звукоизоляция не Менее 20 дБ - т.к. если звукоизоляция менее 20 дБ, то такие дверные блоки не подлежат классификации по этому параметру. Т.о. участник должен предложить дверные блоки с определенным классом звукоизоляции и соответствующим такому классу значением звукоизоляции, исходя из классификации ГОСТ 31173 (т.е. каждому классу звукоизоляции соответствует определенный набор значений звукоизоляции в дБ). Предложение участника - противоречит требованиям ГОСТ 31173. Т.е. участник предлагает товар - не соответствующий этому ГОСТ, что противоречит требованию АД о том, что блоки дверные должны соответствовать, в частности ГОСТ 31173.
Вместе с тем, представитель заявителя признал, что в оспариваемом показателе при заполнении заявки участником была допущена ошибка.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционная комиссия, правомерно приняла решение о признании заявки заявителя закупки не соответствующей требованиям документации об Аукционе,
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является "Капитальный ремонт здания МАОУ "Байкаловская СОШ".
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в таблице "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ (Приложение N1 аукционной документации) установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:
Пункт 16 Катанка (проволока катаная) ГОСТ 30136, Заказчик требует указать конкретные значения показателей: Масса окалины на поверхности катанки, подвергнутой одностадийному охлаждению с прокатного нагрева.
Пункты 23 Электроды сварочные ГОСТ 9467, ГОСТ 2246, ГОСТ 9466, Заказчик требует указать конкретные значения показателей: Ударная вязкость, временное сопротивление разрыву, относительное удлинение.
Пункты 61 Арматурная сталь, Заказчик требует указать конкретные значения показателей: предел текучести, временное сопротивление разрыву, относительное удлинение.
Пункты 62 Растворы цементные 1, Заказчик требует указать конкретное значение: Наибольшая крупность зерен заполнителя.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав обозначенные выше требования к материалам, товарам, используемых при выполнении работ, соотнеся их с предметом контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания МАОУ "Кутарбитская СОШ считает, что в данном случае заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении (конкретном значении) стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20) градусов Цельсия, наибольшая крупность зерен мелкого заполнителя, предел текучести, временное сопротивление разрыву, относительное удлинение, содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, и т.д.
Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси, гвоздей, кирпичей, труб и их поставщиков, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет).
Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение пункта части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Матмассыагропромстрой" на действия отдела образования администрации Тобольского муниципального района при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МАОУ "Байкаловская СОШ" (реестровый номер 0167300028817000053) необоснованной.
2. Признать заказчика - отдел образования администрации Тобольского муниципального района, нарушившим ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300028817000053).
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, внесения изменений в документацию, продления срока окончания подачи заявок и проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е N ФКС 17/279-01
по делу N ФКС 17/274 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
28 августа 2017 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
_
на основании решения от 28.08.2017 г. по делу N ФКС 17/279 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МАОУ "Байкаловская СОШ" (реестровый номер 0167300028817000053), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - Отдел образования администрации Тобольского муниципального района, устранить нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300028817000053).
1.1. отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколов, в том числе: Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.08.2017 N0167300028817000053-1 , Протокол подведения итогов электронного аукциона от 21.08.2017 N0167300028817000053-3.
1.2. после внесения изменений в документацию об электронном аукционе провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300028817000053).
3. Заказчику - Отдел образования администрации Тобольского муниципального района, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет срок до 30.09.2017 г.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 августа 2017 г. N ФКС 17/279
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017