Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя ООО "Югстройконструкция" (далее - заявитель, ООО "Югстройкострукция") - не явились, о месте и времени надлежащим образом уведомлены;
от заказчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - МБОУ "СОШ N1", заказчик) - не явились, надлежащим образом уведомлены;
от уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Мирнинский район" - (далее - Администрация, уполномоченный орган) - не явились, надлежащим образом уведомлены, представлены письменные пояснения,
рассмотрев, жалобу ООО "ЮгСтройКонструкция" на действия заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" МО "Мирнинский район" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МО "Мирнинский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБОУ "СОШ N1" г. Мирный (извещение N 0116300000217000367) проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Югстройконструкция".
Из текста жалобы ООО "Югстройконструкция" следует, что:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил требование к участникам закупки предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
2. В нарушение Закона о контрактной системе, заказчиком установлено требование к участникам закупки, декларировать свое соответствие требованию, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ,
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил конкретные требования к первой части заявки относительно к предмету контракта, для заключения которого размещена закупка.
Также, заказчиком не установлены максимальные и (или) минимальные значения, порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), а также значения, которые не могут изменяться.
4. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил в Приложении N2 Описания объекта закупки аукционной документации по позиции 1.19 показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, а именно требование к цвету краски.
5. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил излишние требования к показателям, значения которых будут известны при проведении испытаний, применяемых товаров/материалов.
6.В нарушение Закона о контрактной системе проект контракта не содержит положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что:
1, 2. В графе "текст пояснений" п. 27 Приложения 1 Информационной карты аукционной документации описано содержание пунктов декларации, которые участник закупки должен продекларировать.
3. В разделе 1. Первая часть заявки части 2. Инструкции по заполнению заявки приложения 1 Информационной карты аукционной документации указаны общие требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе в зависимости от объекта закупки. В Законе о контрактной системе для заказчика не предусмотрена обязанность по установлению требований к содержанию первой части заявки относительно конкретного предмета контракта.
В приложении 2 Описании объекта закупки аукционной документации содержаться показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленным требованиям. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
4. Требование заказчика не противоречит требованию Закона о контрактной системе, участнику закупки в составе первых частей заявки достаточно указать: цвет будет согласован с заказчиком.
5. Требования заказчика, указанные в позиции 2, 5, 8, 9, 10, 11 раздела 2 приложения 2 Описание объекта закупки аукционной документации не нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Заказчик не устанавливает требование к участникам закупки иметь в наличии товар, применяемый при выполнении работ. Участник может предоставить значения показателей применяемых материалов при выполнении работ в соответствии с документами (сертификатами соответствия) предоставляемые производителями.
6. Проект контракта содержит пункт 2.4 "Цена настоящего муниципального контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством".
Просят признать жалобу необоснованной.
На официальный запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) заказчиком не представлены письменные пояснения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300000217000367 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 14.08.2017 года;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 700 000, 00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка,
5) единственная заявка участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Югстройконструкия" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части не установления требования к участникам закупки предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма 9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 10) участник закупки не является офшорной компанией.
Материалами дела установлено, что в пункте 27 Информационной карты аукционной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям пунктов 3-5, 7, 7.1.-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таки образом, заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование к участнику закупки не являться оффшорной компанией.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Довод заявителя в части установления заказчиком требования к участнику декларировать свое соответствие пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 10) участник закупки не является офшорной компанией.
В силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что Раздел 2. "Вторая часть заявки" Инструкции по заполнению заявки содержит следующее: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 и частями 2 и 2.1. статьи 31* Закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1.-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчик установил требование к участникам закупки декларирование своего соответствия требованию пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что участник закупки не является оффшорной компанией во второй части заявки.
Довод заявителя признан обоснованным.
У Комиссии антимонопольного органа отсутствует сведения о том, что данное нарушение повлияло на результаты электронного аукциона.
3. Довод заявителя в части не установления заказчиком конкретных требований к первой части заявки относительно предмета контракта, для заключения которого размещена закупка, а также о том, что заказчиком не установлены максимальные и (или) минимальные значения, порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), а также значения, которые не могут изменяться подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1.2.3. Инструкции по заполнению заявки аукционной документации, если документацией об электронном аукционе предусмотрено использование товаров, при выполнении работ, оказании услуг и не имеется указание на товарный знак:
Участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ товаров, соответствующие значениям показателей, установленным документацией об электронном аукционе, и их товарные знаки (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом наименования, количество и значения показателей товаров, применяемых при выполнении работ, содержащиеся в первой части заявки закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей оказания услуг, в том числе техническим и функциональным характеристикам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
При этом необходимо указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Материалами дела установлено, что в Описании объекта содержится таблица 2. Качественные характеристики работ, услуг, функциональные и качественные характеристики товаров.
Таким образом, заказчиком установлены требования к составу первой части заявок предоставления участником закупки согласие на выполнение работ, а также конкретные показатели применяемого товара при выполнении работ, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Довод заявителя признан необоснованным.
4. Довод заявителя в части не установления заказчиком в Приложении N2 Описании объекта закупки аукционной документации показателей по позиции 1.19, позволяющих определить соответствие закупаемого товара, а именно требование к цвету краски подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что пунктом 1.19. таблицы 2. Качественные характеристики работ, услуг, функциональные и качественные характеристики товаров в Описании объекта закупки аукционной документации указано следующее.
11.19. |
Антикоррозийная окраска по ржавчине в 2 слоя ПФ-0131 (или эквивалент) |
м |
16,3 |
ТУ-2312-003-27552940-99 Область применения: металлоизделия, трубопроводы, коммуникации из сталей, чугуна, легких сплавов, работающие во всех природных средах, а также при температуре до 230°С. Расход: при двухслойном покрытии - не менее 0,25 - не более 0,3 кг/ кв.м. Время высыхания: не более 12 часов - при 18-22°С; не более 35 мин. - при 100-110°С. Цвет: согласовать с Заказчиком. |
Согласно, пункту 1.2.3. части 2 Инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено, что участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ товаров, соответствующие значениям показателей, установленным документацией об электронном аукционе, и их товарные знаки (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что участник закупки может согласовать цвет краски с заказчиком при выполнении работ, следовательно, участник должен был указать в первой части заявки "цвет: согласовать с Заказчиком".
Таким образом, заказчик правомерно установил требование по позиции 1.19 таблицы 2. Качественные характеристики работ, услуг, функциональные и качественные характеристики товаров в Описании объекта закупки аукционной документации.
Довод заявителя признан необоснованным.
5. Довод заявителя в части установления заказчиком излишних требований по позициям 1,2,5,8,9,10,11 таблицы 2. Качественные характеристики работ, услуг, функциональные и качественные характеристики товаров в Описании объекта закупки аукционной документации к показателям, значения которых будут известны при проведении испытаний, применяемых товаров/материалов подлежит признанию обоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что пунктами 1,2,5,8,9,10,11 таблицы 2. Качественные характеристики работ, услуг, функциональные и качественные характеристики товаров в Описании объекта закупки аукционной документации установлено следующее.
1. 1 |
Демонтаж металлических конструкций (резка металла толщиной 4 мм) |
м |
22,1 |
2. |
Устройство ж/б крыльца и лестницы
Прочность на сжатие в возрасте 28 суток: не менее 15 МПа; Класс по прочности на сжатие в возрасте 28 суток: не более В30; Прочность сцепления (адгезия) затвердевшего раствора (бетона) с бетонным основанием в возрасте 28 суток: - не менее 0,75 МПа для несущих смесей; Марка по морозостойкости: не менее F50 - не более F150; Деформации усадки затвердевшего раствора (бетона): не более 1,0 мм/м, расширения - не более 0,5 мм/м; Марка по подвижности: не более Рк4; Марка: не менее М200; Содержание зерен наибольшей крупности Днаиб: не более 5,0 % в бетонных и растворных смесях; Класс по прочности на растяжение при изгибе растворов (бетонов) из напольных несущих смесей: не менее Вtb3,2; Арматура: А-3 диаметром не менее 10 мм; |
м3 |
11,5 |
5 |
Окраска металлических поверхностей ограждений лестничных площадок и маршей масляными составами за два раза Вид: преобразователь ржавчины- антикоррозийный грунт - декоративная эмаль; Условная вязкость по вискозиметру В3-246 (сопло 4 мм) при температуре 20,5 0С: не менее 40 с ч не более 120 с; Степень перетира: не менее 15 мкм ч не более 40 мкм; Эластичность при изгибе: не менее 1 балла ч не более 3 балов; Блеск пленки по фотоэлектрическомублескомеру: не менее 57 % ч не более 60 %; Укрывистость высушенной плёнки: не менее 50 г/м2 ч не более 140 г/м2; Прочность пленки при ударе: не менее 40 см ч не более 50 см; Время высыхания до степени 3 при температуре 20,5 0С: не менее 4 ч ч не более 5 ч; Стойкость к статическому воздействию воды при температуре 22 0С: не менее 24 ч ч не более 48 ч; Толщина покрытия: не менее 23 мкм ч не более 40 мкм; Внешний вид покрытия: после высыхания пленка должна быть рисунчатой, однородной, глянцевой, без морщин, потеков и посторонних включений; Адгезия пленки: не более 1 балла; "Молотекс" или эквивалент |
м2 |
223,5 |
8. |
Установка наружного металлического дверного блока с наличниками с одной стороны Двери стальные Класс прочности: не менее М2 - не более М3; Сталь конструкций: не менее Ст3кп2; Конструктивное исполнение: двуполые дверные блоки с открыванием наружу, с порогом; Полотна: стальные листы с двух сторон толщиной не менее 1,5 мм - не более 2,2 мм; Коробки (рамы): изготовлены из гнутого профиля толщиной не менее 1,5 мм ч не более 3,0 мм;В конструкции изделий на петлевой стороне предусмотрены: противосъемные пассивные ригели (штыри) не менее 2 шт. Штыри должны быть прочно установлены в каркас дверного полотна или в коробку путем сварки, запрессовки или расклепки. Заполнение полотен и короба с терморазрывом: минераловатные и базальтовые плиты, должны иметь заключения о санитарной и пожарной безопасности; Плотность утеплителя: не менее 100 кг/м3; Окраска: порошковой краской (без свинца); Класс ЛКП: не менее IV; Защитные и защитно-декоративные покрытия должны быть стойкими к температурно - влажностным эксплуатационным воздействиям.Климатическая зона эксплуатации, средняя t: -15,8 0С (max: -50 0С); Звукоизоляция дверного блока по снижению воздушного шума, Rw: не менее 26 ч не более 32 дБ; Приведенное сопротивление теплопередаче полотен дверных блоков: не менее 0,9 м2*0С/Вт ч не более 1,0 м2*0С/Вт; Объемная воздухопроницаемость: не менее 9 м3/ч х м2 ч не более 27 м3/ч х м2; Предел водонепроницаемости: не менее 200 Па ч не более 600 Па; Уплотняющие прокладки должны устанавливаться по всему периметру притвора. Зазоры в стыках прокладок не допускаются. Прилегание прокладок должно быть плотным. Уплотняющие прокладки для наружных дверных блоков должны быть стойкими к климатическим и атмосферным воздействиям и испытаны на долговечность в испытательных центрах, аккредитованных на право проведения таких испытаний; Контур уплотнений полотна и рамы: не менее 3; Безотказность, циклы открывания-закрывания, не менее: 500 000 циклов;Фурнитура: Глазок: нет; Петли на опорных подшипниках: не менее 3 шт; В закрытом положении засов замка: входит в дверную коробку на глубину не менее чем 22 мм; Замки: не менее II класса ч не более III класса; Толщина защитного металлического покрытия (Zn с хромированием): не менее 12 мкм; Толщина защитного многослойного покрытия: не менее 18 мкм; При применении замочных и скобяных изделий в помещениях с большим скоплением людей, а также в дошкольных, школьных учебных заведениях, больницах рекомендуется применять на ручках этих изделий антимикробное покрытие "ABLOY ACTIVE" на основе серебросодержащего компонента, способного устранять распространение микробов. Материалы изделий: сталь, чугун, алюминий и его сплавы, цинковые сплавы, сплавы на основе меди, твердые металлокерамические сплавы, керамику, пластмассу, стекло, древесину твердых пород по НД, утвержденным в установленном порядке. |
м2 |
22,1 |
9. |
Ремонт штукатурки дверного откоса Расслаиваемость растворной смеси: не более 10 %; Деформация усадки затвердевшего штукатурного раствора, не более: 1,0 мм/м, расширения - 0,5 мм/м; Водоудерживающая способность свежеприготовленной смеси: не менее 95 %; Содержание зёрен наибольшей крупности заполнителя: не более 5 %; Наибольшая крупность зёрен заполнителя: не менее 0,2 мм ч не более 5,0 мм; Средняя плотность в сухом состоянии: не менее 1000 кг/м3 ч не более 1400 кг/м3; Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток: не менее 7,5 МПа ч не более 15,0 МПа; Класс прочности при сжатии в возрасте 28 суток: не менее КП III ч не более КП IV; Прочность сцепления затвердевшего раствора с основанием: не менее 0,4 МПа ч не более 0,8 МПа; Подвижность: не менее Пк3 ч не более Пк4; Свежеприготовленные штукатурные смеси должны быть стойкими к образованию трещин в процессе твердения. Образование трещин на поверхности твердеющего состава не допускается. |
м2 |
2,08 |
\10. |
Грунтовка, улучшенная окраска дверных откосов акриловыми составами Фактура/ поверхность: гладкая, полуматовая, однородная, ровная; Назначение: внутренние помещения; Время высыхания до степени 3 при температуре 22 0С: не менее 40 мин. ч не более 60 мин; Морозостойкость: не менее 5 циклов; Вязкость по вискозиметру В3-246 с диаметром сопла 4,0 мм (или В3-4) и при температуре 20,5 0С: не менее 40 с ч не более 70 с; Стойкость плёнки к статическому воздействию воды при температуре 22 0С: не менее 24 часа ч не более 48 часов; Укрывистость высушенной плёнки: не менее 100 гр/м2 ч не более 120 гр/м2; Устойчивость к влажному истиранию: не менее 1 класс ч не более 2 класса по ISO11998. Степень перетира: не менее 30 мкм ч не более 60 мкм; Сертифицирована для детских учреждений; Parade или эквивалент |
м2 |
22,08 |
11 |
Облицовка стен керамогранитными плитками Плиты: керамический гранит, полированный Размеры плиты: 600 мм х 600 мм; Толщина плиты: не менее 10,0 мм ч не более 12 мм; Предел прочности при изгибе: не менее 35,0 МПа ч не более 55,0 МПа; Водопоглащение: не более 0,5 %; Морозостойкость: не менее 150 циклов; |
м2 |
3,4 |
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
У Комиссии антимонопольного органа отсутствует сведения о том, что данное нарушение повлияло на результаты электронного аукциона.
6. Довод заявителя в части отсутствия положения в проекте контракта о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что пункт 2.4 проекта контракта содержит, что цена настоящего муниципального контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, пункт 2.4 проекта контракта содержит некорректную формулировку, тем самым заказчик нарушил часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Югстройконструкция" на действия заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" МО "Мирнинский район" РС (Я), уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБОУ "СОШ N1" г. Мирный (извещение N 0116300000217000367) частично обоснованной, в части установления требования к участникам декларировать свое соответствие требованию пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления излишних требований к показателям товаров, применяемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, в части содержания в пункте 2.4 проекта контракта некорректной формулировки, что цена настоящего муниципального контракта не может изменяться в ходе исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
2. Признать заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" МО "Мирнинский район" РС (Я), уполномоченный орган Администрацию муниципального образования "Мирнинский район" нарушившими ч. 6 статьи 66, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" МО "Мирнинский район" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Петухова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 августа 2017 г. N 06-859/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017