Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олекминское грузовое автотранспортное предприятие" (далее также - ООО "Олекминское ГАТП", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от заказчика Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "г. Олекминск", заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Олекминский район", заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Олекминское ГАТП" на действия заказчика Администрации МО "Город Олекминск", уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и эксплуатации ГТС "Инженерная защита г.Олекминск" для нужд МО "город Олекминск" РС (Я) в 2017 году (изв. N 0116300005217000190), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олекминское ГАТП" на действия заказчика Администрации МО "Город Олекминск", уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и эксплуатации ГТС "Инженерная защита г.Олекминск" для нужд МО "город Олекминск" РС (Я) в 2017 году (изв. N 0116300005217000190).
В жалобе ООО "Олекминское ГАТП" указано следующее:
Учитывая, что к муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфа 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения о порядке (параграф 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации) если иное не предусмотрено правилами гражданского законодательства Российской Федерации об этом виде договора, подрядчик обязан осуществить работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей цену работ.
Проектно-сметная документация на "Выполнение работ по содержанию и эксплуатации гидротехнического сооружения (ГТС) "Инженерная защита г. Олекминск" для нужд МО "Город Олекминск" РС (Я) в 2017 г." составлена МУП "Атлант". Какой-либо экспертизы данная проектно-сметная документация не прошла. Учитывая, что в случае, когда работы выполняются в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Считают, что смета, утвержденная заказчиком и размещенная на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, ограничивает в правах ООО "Олекминское ГАТП" как участника закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводам жалобы следует:
Объектом закупки является на выполнение работ по содержанию и эксплуатации ГТС "Инженерная защита г.Олекминск" для нужд МО "город Олекминск" РС (Я) в 2017 году, указанные работы по содержанию и эксплуатации должны проводиться на ранее возведенном гидротехническом сооружении - дамба.
Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта является локально-сметный расчет, произведенный МУП "Атлант", в котором предусмотрены работы по содержанию и эксплуатации объекта.
В рамках данной закупки наличие проектно-сметной документации не предусмотрено, поскольку проведение работ запланировано на уже имеющемся, ранее возведенном объекте. Строительство нового объекта не предусмотрено.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 095 584,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Олекминское ГАТП" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что Общество обжалует положения аукционной документации в части утверждения заказчиком и размещения на официальном сайте ЕИС локального сметного расчета начальной (максимальной) цены контракта, составленного МУП "Атлант".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе проектно-сметного метода.
Согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу пункта 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации) обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Согласно материалам дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (часть 4 аукционной документации) определена заказчиком с применением проектно-сметного метода, локальная смета N1 прикреплена отдельным файлом в "Перечне прикрепленных документов". Локальный сметный расчет на содержание гидротехнического сооружения составлен в базисных ценах на 01.01.2000 г. и текущих ценах на 07.2017 г. по НБ: "ФЕР-2001 (эталонная база ФСПБ-2001) с доп. и изм. 11 (приказ Минстроя России N 899/пр).
Предметом закупки является выполнение работ по содержанию и эксплуатации ГТС "Инженерная защита г.Олекминск" для нужд МО "город Олекминск" РС (Я) в 2017 году.
На заседании Комиссией установлено, что аукционная документация содержит часть 3 "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", включающую Техническое задание с указанием наименования и объема работ и используемых ресурсов.
Следовательно, заказчиком определен перечень необходимых к выполнению работ и их объемы, что позволяет участникам закупки с учетом обозначенного в аукционной документации порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта определить затраты при выполнении указанных работ.
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит запрета в части привлечения заказчиком хозяйствующих субъектов для создания локальных сметных расчетов, с целью дальнейшего их использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что выбранный заказчиком метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта положениям статьи 22 Закона о контрактной системе не противоречит.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из смысла указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Как установлено ранее, аукционная документация, размещенная на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, позволяет определить объем и характер выполняемых работ.
Также, заказчик в письменных пояснениях пояснил об отсутствии у последнего проектно-сметной документации выполнение работ по содержанию и эксплуатации ГТС "Инженерная защита г.Олекминск" для нужд МО "город Олекминск" РС (Я) в 2017 году.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы об использовании в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта локального сметного расчета, проектно-сметной документации разработанного МУП "Атлант" предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы ООО "Олекминское ГАТП" как участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем ООО "Олекминское ГАТП" в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для оформления и подачи заявки на участие в закупке, не представлено.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0116300005217000190-1 от 22.08.2017 г. участником закупки, подавшем единственную заявку в данной закупке является ООО "СахаТрансСтрой", а не МУП "Атлант", что свидетельствует об отсутствии каких-либо препятствий подать заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Олекминское ГАТП" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком/уполномоченным органом оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе
В извещении N 0116300005217000190 о проведении закупки установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 23.08.2017 г.
Следовательно, заказчик в рамках данной закупки обязан опубликовать протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на официальном сайте ЕИС не позднее 23.08.2017 г.
Между тем, согласно сведениям с официального сайта ЕИС протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0116300005217000190-1 от 22.08.2017 размещен на сайте ЕИС 28.08.2017 г., то есть позже установленного Законом о контрактной системе срока.
Таким образом, уполномоченным органом нарушено требование части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Между тем, допущенное нарушение на результаты проведения закупки не повлияло.
Частью 1 ст. 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график контроль осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи).
В связи с вышеизложенным, на основании пункта 6.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) направляет жалобу заявителя на предмет проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта в орган внутреннего муниципального финансового контроля Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олекминское ГАТП" на действия заказчика Администрации МО "Город Олекминск", уполномоченного органа Администрации МР "Олекминский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и эксплуатации ГТС "Инженерная защита г.Олекминск" для нужд МО "город Олекминск" РС (Я) в 2017 году (изв. N 0116300005217000190) необоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Город Олекминск" нарушившим часть 7 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела в орган внутреннего муниципального финансового контроля Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) в части рассмотрения вопросов, относящихся к их компетенции согласно ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2017 г. N 06-882/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017