Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.08.2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва;
- "..", действующий на основании доверенности от 12.04.2017 года б/н;
- "..", действующая на основании доверенности от 22.08.2017 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "Запсибресурс",
рассмотрев жалобу (вх. N 3520 от 17.08.2017 года) ООО "Запсибресурс" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0212100000117000028 на выполнение капитального ремонта административного здания УПФР в городе Кызыл Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Запсибресурс" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика:
1. в аукционной документации установлено требование о необходимости предоставления участниками закупки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
2. государственным заказчиком проектно-сметная документация в Единой информационной системе не размещена в полном объеме;
3. в аукционной документации установлен ГОСТ 6629-88, утративший свою силу;
4. в аукционной документации не установлена единица измерения размера деревянных межкомнатных входных дверей и неправомерно установлена единица измерения размера керамогранита для полов;
5. неправомерно установлено в проекте контракта требование к сроку действия банковской гарантии.
Представители государственного заказчика не согласились с пунктами 1, 2 и 5 жалобы ООО "Запсибресурс" и пояснили, что в указанной части аукционная документация сформирована в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.
По пунктам 3 и 4 жалобы ООО "Запсибресурс" представители государственного заказчика согласились и пояснили, что допущенные нарушения не повлияли на порядок отбора участников закупки.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0212100000117000028 на выполнение капитального ремонта административного здания УПФР в городе Кызыл Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.08.2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100000117000028 на выполнение капитального ремонта административного здания УПФР в городе Кызыл Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 1 300 000 рублей.
1.) В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В аукционной документации (раздел "требования, предъявляемые к участникам закупки") установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В пункте 2 раздела "Вторая часть заявки" аукционной документации установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичное требование также установлено в разделе "исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками аукциона" аукционной документации.
Таким образом, аукционной документацией установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе второй части своих заявок декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем, требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
При таких обстоятельствах, при проведении электронного аукциона предоставление участниками такого аукциона в составе второй части своих заявок декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не предусмотрено частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, следовательно, установление такого требования является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Запсибресурс" об установлении в аукционной документации требования о необходимости предоставления участниками закупки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, является обоснованным.
2.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства осуществляется, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Объектом электронного аукциона N 0212100000117000028 является капитальный ремонт административного здания УПФР в городе Кызыл Республики Тыва (извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация).
На заседании Комиссии представители государственного заказчика пояснили, что проектная документация отсутствует, так как объектом закупки фактически является текущий ремонт.
Кроме того, в результате изучения оригиналов сметной документации Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в составе сметной документации проектная документация отсутствует.
Таким образом, при проведении электронного аукциона N 0212100000117000028 подготовка проектной документации заказчиком не осуществлялась, следовательно, довод ООО "Запсибресурс" о том, что государственным заказчиком проектно-сметная документация в Единой информационной системе не размещена, не нашел своего подтверждения.
3.) Функциональные, технические и качественные характеристики описания объекта закупки установлены в приложении N 1 к аукционной документации (техническое задание).
В пункте 3 приложении N 1 к аукционной документации (техническое задание) установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, в том числе к деревянным межкомнатным входным дверям с указанием ГОСТа 6629-88.
ГОСТ 6629-88 распространяется на деревянные внутренние двери для жилых и общественных зданий, а также для административных и вспомогательных зданий и помещений предприятий различных отраслей народного хозяйства.
В свою очередь, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.11.2016 года N 1734-ст ГОСТ 6629-88 утратил силу, в связи с введением с 01.07.2017 года ГОСТа 475-2016.
Вместе с тем, участник электронного аукциона должен подготовить заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями, установленными в частях 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, и инструкцией по ее заполнению.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что аукционная документация не содержит требования к ГОСТам.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установление утратившего силу ГОСТа, не может влиять на порядок отбора участников электронного аукциона, на результаты всего электронного аукциона, так как в соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе и аукционной документации заявка на участие в указанной закупке формируется в соответствии с требованиями, установленными аукционной документации, в которой в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, довод ООО "Запсибресурс" об установлении в аукционной документации утратившего силу ГОСТа 6629-88 не может быть признан обоснованным.
4.) Как указано выше, в пункте 3 приложении N 1 к аукционной документации (техническое задание) установлены требования к товарам (материалам), используемых при выполнении работ.
В частности установлены требования к размеру деревянной межкомнатной входной двери (2100х1000), к размеру керамогранита для полов ESTIMA или эквивалент (см: 60х60х10).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России ГОСТ 6629-88 и ГОСТ 475-2016 в качестве единицы измерения размера дверей предусматривает миллиметры (мм).
Согласно техническим условиям керамического гранита плитки ТУ 5752-005-50184488-15, размещенного на официальном сайте производителя компании "ESTIMA" www.estima.ru, указанные плитки изготавливаются с размерами в миллиметрах (мм), а не сантиметрах (см).
При таких обстоятельствах, государственный заказчик не установив в аукционной документации единицу измерения размера деревянной межкомнатной входной двери и установив единицу измерения размера керамогранита для полов ESTIMA в сантиметрах (см) нарушил порядок описания объекта закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Запсибресурс" о не установлении в аукционной документации единицы измерения размера деревянных межкомнатных входных дверей и неправомерном установлении единицы измерения размера керамогранита для полов является обоснованным.
5.) В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0212100000117000028 и аукционной документации установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 4.1 проекта контракта установлено требование к сроку действия банковской гарантии, а именно срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 30 дней.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено требование к исчислению срока действия банковской гарантии днями.
Кроме того, согласно статье 190 ГК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно части 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установление требования к сроку действия банковской гарантии (срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 30 дней) противоречит положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных государственным заказчиком - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва вышеуказанных нарушений Закона о контрактной системе приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" со дня вступления в силу указанного Федерального закона оператор электронной площадки прекращает действие аккредитации на электронной площадке участника закупки, не соответствующего требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, при проведении электронного аукциона проверку участника закупки на соответствие требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки не является офшорной компанией), осуществляет оператор электронной торговой площадки на этапе аккредитации участника закупки.
Как указано выше, ГОСТ 6629-88 и ГОСТ 475-2016 в качестве единицы измерения размера дверей предусматривает миллиметры (мм).
Производителем керамогранита для полов компанией "ESTIMA" также предусмотрено изготовление плиток с размерами в миллиметрах (мм).
Таким образом, государственным стандартом и производителем предусмотрено изготовление и выпуск указанных материалов с размерами в миллиметрах, следовательно, в рассматриваемом случае изготовление дверей и керамогранита для пола с иными единицами измерениями не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не могло повлиять на результаты электронного аукциона N 0212100000117000028.
Также Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленное нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в проекте контракта требований к сроку действия банковской гарантии, не могло повлиять на результаты электронного аукциона N 0212100000117000028, так как сокращение срока действия банковской гарантии на 1 день не ущемляет прав и законных интересов участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Запсибресурс" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва нарушение:
2.1. пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в аукционной документации электронного аукциона N 0212100000117000028 требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
2.2. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего необъективный характер;
2.3. части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в проекте контракта требований к сроку действия банковской гарантии.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли (не могли повлиять) на результаты электронного аукциона предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол Ч. |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 августа 2017 г. N 05-05-06/189-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017