Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ (номер извещения 0173100014116000020) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Документация об Аукционе содержит перечень нормативных документов "ГОСТ", при этом инструкция по заполнению первых частей заявок, не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
2. Часть VI "Описание объекта закупки" документации об Аукционе содержит указания на товарные знаки, при этом описание объекта закупки не содержит слов "или эквивалент".
3. Проект контракта документации об Аукционе не содержит надлежащий размер неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту, а именно размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем своих обязательств по контракту.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 986 913,78 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 19.04.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлен перечень нормативных документов "ГОСТ", при этом инструкцию по заполнению первых частей заявок, не позволяет сопоставить какими именно требованиями Стандартов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, в соответствии с пунктом 3.2.4 части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" документации об Аукционе, Заказчиком установлено следующее положение:
"Описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, требования к материалам содержатся в Разделе VI "Описание объекта закупки.
Участник закупки обязан представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, документацией об электронном аукционе, Приложениями к Техническому заданию.
Участник размещенного заказа указывает в первой части заявки описание каждого товара (материала) в соответствии с количеством пунктов, подпунктов указанных в перечне материалов".
Согласно пункту 7 Части VI "Описание объекта закупки" документации об Аукционе Заказчиком установлено: "Перечень нормативных документов, регламентирующих качество строительных материалов, изделий и конструкций, строительно-монтажных работ; нормативных документов, которым должны соответствовать качество, технические характеристики товаров, их безопасность, функциональные характеристики (потребительских свойств), размеры, и иные показатели, является обязательным:
ГОСТ 10277-90, ГОСТ 21880-2011, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 7251-77, ГОСТ 6825-91, ГОСТ Р 52805-2007, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 30884-2003, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 13449-82, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 475-78, ГОСТ 6629-88, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 24866-99, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 3134-78".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанными ГОСТами установлены требования к строительным материалам, которые будут использоваться при проведении работ. Кроме того, участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, указанным в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки "Требования к характеристикам и качеству материалов, применяемых при выполнении работ" документации об Аукционе (далее - Приложение N 1 к Описанию объекта закупки), в котором установлено общепринятое наименование товара необходимого для производства работ товара (материала) и название нормативного документа, которому должен соответствовать товар (материал).
При этом на заседании Комиссии установлено, что нормативные документы, указанные в пункте 7 Части VI документации об Аукцион,
а именно "ГОСТ 21880-2011, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 6825-91, ГОСТ Р 52805-2007, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 30884-2003, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 13449-82, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 6629-88, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 24866-99, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 3134-78", не сопоставлены с товарами (материалами) указанными в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки документации об Аукционе.
Кроме того, Комиссией установлено, что в ряде пунктов
Приложения N 1 к Описанию объекта закупки документации об Аукционе установлены требования к материалам, применяемым при оказании услуг, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"- Наименование товара: 1. Шпатлевки ГОСТ 10277-90;
Требуемый параметр: Условная вязкость шпатлевки при температуре (20,0_0,5 ) ° С по ВЗ-246 (или ВЗ- 4 ), сопло 4 мм марки МС- 006;
Требуемое значение: Должна быть не менее 19
- Наименование товара: 14. Листы гипсокартонные ГОСТ 6266-97; Требуемый параметр: Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете ( I= 350 мм). Для образцов продольных, поперечных; Требуемое значение: Должны выдерживать разрушающую нагрузку не менее 10,5".
Аналогичные требования к товарам содержатся, в том числе, в пунктах 2, 3, 6, 8, 12, 14 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно требованиями Стандартов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара. Также положения документации об Аукционе, в отношении ряда товаров, указанных в разделе Приложения N 1 к Описанию объекта закупки документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний таких товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Части VI "Описание объекта закупки" документации об Аукционе указаны товарные знаки, при этом описание объекта закупки не содержит слов "или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 8 части VI "Описание объекта закупки" документации об Аукционе, Заказчиком установлено следующее требование:
" - Окраска масляными составами ранее окрашенных металлических решеток и оград художественных с рельефом за 2 раза (консоли козырька): Эмали акриловые Hammarlack 8 (Plomb Hammarlack) (Швеция) "молотковые" по металлу".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 3.2.4 части II "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что если в тексте документации об Аукционе присутствуют ссылки на товарные знаки, следует читать: "или эквивалент".
Кроме того, в пункте 5.2 Части VI "Описание объекта закупки" документации об Аукционе Заказчиком установлено: "Если в документации имеются указания на товарные знаки, все вышеперечисленные указания рассматриваются участниками закупки как указания, которые сопровождаются словами "или эквивалент".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком соблюдены требования предусмотренные пунктом 1 части 1
статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно указана возможность поставки эквивалентного товара.
Вместе с тем, Заявитель явку на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, указанному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Проекте контракта документации об Аукционе не установлен надлежащий размер неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту, а именно размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем своих обязательств по контракту.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Комиссией установлено, что пункты 8.4, 8.6 Проекта контракта документации об Аукционе содержат следующие положения:
"8.4 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере ___ % Цены Контракта - _________ руб. (размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены контракта на момент заключения контракта, по правилам, указанным в Приложении N 3 к контракту, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063).
8.6 Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере __ % от Цены Контракта - ________ руб. (размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены контракта на момент заключения контракта, по правилам, указанным в Приложении N 3 к контракту, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063)".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что на основании пункта 13.2 Проекта контракта документации об Аукционе неотъемлемой частью настоящего контракта является Приложение N 3 к контракту "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, Подрядчиком), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063)" (далее - Приложение N 3 к Государственному контракту). Согласно пунктам 4, 5 Приложения N 3 к Государственному контракту документации об Аукционе установлено следующее:
"4. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлен надлежащий размер неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту, а именно размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем своих обязательств по контракту.
Вместе с тем, Заявитель явку на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 апреля 2016 г. N К-617-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2016