Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Проф-решения" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по методологическому и программному обеспечению, сопровождению автоматизированного программного комплекса бюджетного учета и расчета заработной платы в центральном аппарате и загранпредставительствах Россотрудничества в 2016 году (номер извещения 0173100006016000014) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки излишней лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в составе заявки на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 650 000 рублей;
4) дата окончания подачи - 21.04.2016
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 информационной карты Конкурсной документации установлено: "Участник должен иметь следующие лицензии: - Лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
Лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации установлена в соответствии с подпунктом е пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79, лицензированию подлежат работы или услуги по установке, монтажу, испытанию, ремонту средств защиты информации (технических,, средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
В соответствии с пункта 1.1 проекта государственного контракта "Исполнитель обязуется своевременно на условиях Контракта оказать услуги по методологическому и программному обеспечению, сопровождению автоматизированного программного комплекса бюджетного учета и расчета заработной платы в центральном аппарате и загранпредставительствах Россотрудничества в 2016 году (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Пунктом 2.2. раздела 10 (Техническое задание) конкурсной документации предусмотрены конкретные виды работ (услуг), которые Исполнитель обязан выполнить в соответствии с условиями подписанного государственного контракта. В их число входят, в том числе следующие виды работ (услуг):
- Создание новых экземпляров баз данных по заявкам Заказчика;
- Установка АПК на новые рабочие места сотрудников Заказчика по заявкам Заказчика; Выполнение работ по обновлению АПК в случае появления новых версий АПК;
- Выполнение работ по обновлению и загрузке обновленных первичных документов и отчетных форм;
- Выполнение работ по настройке АПК в связи с изменениями задач организационно-административной деятельности Заказчика, не требующих доработки АПК;
- Выполнение работ по диагностированию и устранению проблем и ошибок, возникших в работе АПК, не требующих доработки модулей АПК;
- Подготовка задач на устранение ошибок в работе АПК с описанием проблемы, способов ее воспроизведения и возможных способов решения на уровне методических указаний;
- Восстановление работоспособности модулей Системы, диагностирование состояния баз данных после сбоев (определение возможности восстановление работоспособности АПК стандартными средствами, входящими в комплект поставки АПК);
- Внесение/изменение/удаление сведений о пользователях;
- Проведение регламентных операций по обслуживанию средств СУБД, серверных приложений;
- Восстановление данных из последней версии резервной копии информационной базы;
- Поиск и исправление ошибок ввода данных;
- Участие в приемо-сдаточных испытаниях доработок АПК;
- Выполнение работ по обновлению и загрузке обновленных первичных документов и отчетных форм;
- Переустановка программного обеспечения в случае сбоев серверного оборудования и перенос программного комплекса на резервный сервер.
Как пояснили представители Заказчика, вышеперечисленные виды требуют наличия лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об установлении Заказчиком излишней лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценивается на основании представленной в составе заявки информации, по следующим показателям: "2.1. Число предложенных "Методов". Порядок оценки: Заявке, содержащей в приложении N1 к Форме 8.3.2. "Детализированное Предложение в отношении объекта закупки товаров/работ/услуг" раздела 8 Конкурсной документации наилучшие условия исполнения Государственного контракта - наибольшее относительное число "Методов", применение которых объективно и обосновано при выполнении (оказании) отдельных видов работ (услуг), присваивается максимальное значение (50),
2.2.Число предложенных "Инструментариев". Порядок оценки: Заявке, содержащей в приложении N 2 к Форме 8.3.2. "Детализированное Предложение в отношении объекта закупки товаров/работ/услуг" раздела 8 Конкурсной документации, наилучшие условия исполнения Государственного контракта - наибольшее относительное число "Инструментариев", применение которых объективно и обосновано при выполнении (оказании) отдельных видов работ (услуг), присваивается максимальное значение (50)".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заявителем порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию. Кроме того, Конкурсная документация не содержит описание определений наиболее детализированного предложения, наилучших условий, объективно и обосновано, отдельных видов работ, что не позволяет определить сведения, подлежащие оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проф-решения" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.04.2016 по делу N К-625/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 апреля 2016 г. N К-625-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016