Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Барсресурс" (далее - Заявитель) на действия котировочной комиссии Арбитражного суда Поволжского округа (далее - Котировочная комиссия) при проведении Арбитражным судом Поволжского округа (далее - Заказчик), Котировочной комиссией запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по мойке автотранспортных средств (номер извещения 0311100005616000011) (далее - Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Котировочной комиссии при проведении Заказчиком, Котировочной комиссией Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Котировочной комиссии:
1. Котировочной комиссией принято необоснованное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок;
2. Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Запроса котировок установлены излишние требования к условиям оказания услуг.
Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик, Котировочная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе - 24.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 200 000 рублей;
4) на участие в Запросе котировок подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Запросе котировок допущен 1 участник закупки;
6) победителем Запроса котировок признан ИП Фатин Г.И. с предложением о цене за единицу услуги 33 470 рублей.
7) Заказчиком 08.04.2016 заключен контракт N 06-ЗК/16 с
ИП Фатин Г.И. на общую сумму 200 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, подлежащих представлению в составе заявки на участие в Запросе котировок.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок от 31.03.2016 N 06-ЗК/П1-16 заявка Заявителя не соответствует требованиям извещения о проведении Запроса котировок, в связи с тем что, в соответствии с пунктом 2 Технического задания извещения о проведении Запроса котировок автомойка должна располагаться в Московском районе г. Казани, а также к заявке не приложены надлежащие документы о соответствии участника требованиям о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в заявке Заявителя документ о соответствии участника требованиям о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям выполнен на бланке иной организации, а именно на бланке организации ООО "Первая скоростная автомойка Ф1", также участвовавшей в Запросе котировок, с указанием реквизитов отличных от ООО "Барсресурс" (Заявитель).
Вместе с тем, согласно сведениям указанным в заявке Заявителя, директором, а также учредителем ООО "Барсресурс" является Хабибулин И.М., при этом, указанный документ о соответствии участника требованиям о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям подписан директором Карташовым М.Е.
Кроме того, Заказчик в письменном пояснении сообщил, что согласно пункту 2 Технического задания извещения о Запросе котировок установлено следующее: "Фактический адрес расположения организации, оказывающей услуги по мойке автомобилей: Московский район, г. Казани".
Изучив заявку Заявителя на участие в Запросе котировок, представленную Заказчиком, Комиссия установила, что Заявка заявителя содержит, в том числе, следующее: "Изучив Извещение о проведении запроса котировок от 24 марта 2016 г. N 0311100005616000011 согласны исполнить условия государственного контракта, указанные в извещении и в настоящей котировочной заявке. Адрес мойки: РТ, г. Казань, ул. Дубравная, д. 8а".
Указанный в заявке Заявителя адрес оказания услуг относится к Приволжскому району города Казани.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Котировочной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении Запроса котировок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Запроса котировок установлены излишние требования к условиям оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания извещения Запроса котировок установлено следующее: "Фактический адрес расположения организации, оказывающей услуги по мойке автомобилей: Московский район, г. Казани".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, указанное требование установлено в соответствии с потребностями Заказчика.
При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Запроса котировок установлены излишние требования к условиям оказания услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, объектом закупки является оказание услуг по мойке автотранспортных средств.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Запроса котировок запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Запроса котировок, размещенное Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения поиска и копирования фрагментов текста, что не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 6-8 Правил определения неустойки установлен порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Запроса котировок не установлена формула расчета пени за каждый день просрочки подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в проекте контракта Конкурсной документации не установлена соответствующая требованиям Правил формула расчета пени за каждый день просрочки подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Барсресурс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 4,
пункта 1 части 1 статьи 31, частей 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Запроса котировок заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2016 г. N К-588-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016