Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПетроХимАльянс" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Выполнение работ по ремонту участка слива-налива компонентов ракетного топлива (КРТ) в железнодорожные цистерны N252, участков массовой выдачи КРТ в автотранспорт, трубопровода и технологического оборудования групп хранения КРТ NN 245, 246, 247 в войсковой части 55443-ТА (13), г. Тамбов для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004516000231) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 94 686 872,18 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участников закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.04.2016 N0173100004516000231-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям: "Силовой кабель", "Стяжка".
В пункте 1.1 документации об Аукционе установлено:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электроном аукционе_".
В пункте 1.2 документации об Аукционе установлено:
"Участник закупки предоставляет сведения об оборудовании (материалах), в соответствии с требованиями, установленными в наименовании и описании объекта закупки, и настоящей инструкцией.
Значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до", ">", "", "", "<", "или", "либо", "/", участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение.
Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя сопровождается словами, знаками "или", "либо", "и/или", "и (или)", "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби), потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями оборудования (материалов)); в случае использования "или", "либо", "/" участник закупки в предложении обязан указать одно из значений показателя, если иное не установлено настоящей инструкцией".
В пункте 5 документации об Аукционе установлено в том числе, что наименование и описание объекта закупки, указано в Приложении N 2 к документации об Аукционе.
В Приложении N 2 к документации об Аукционе установлено, в том числе:
"Замена силового кабеля от шкафа распределительного к насосным агрегатам. Используемый материал: КГ 416 или КРПТ- 4-16 в полиэтиленовой трубе Ф50мм (прокладка в земле) -620 м".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя содержит в том числе информацию:
"Замена силового кабеля от шкафа распределительного к насосным агрегатам. Используемый материал: КГ 416 или КРПТ- 4-16 в полиэтиленовой трубе Ф50мм (прокладка в земле) -620 м".
Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя содержит слова "или", что не соответствует положениям инструкции, установленным в документации об Аукционе, в соответствии с которыми значения показателей не должны содержать слов "или".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно разделу 1.1 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие документы (копии документов) и информацию, в том числе: копию действующего свидетельства НАКС (национальное агентство контроля сварки) о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах, с областью применения НГДО (нефтегазодобывающее оборудование), СК (строительные конструкции) (шифр РД 03-615-03).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по ремонту участка слива-налива компонентов ракетного топлива (КРТ) в железнодорожные цистерны N252, участков массовой выдачи КРТ в автотранспорт, трубопровода и технологического оборудования групп хранения КРТ NN 245, 246, 247 в войсковой части 55443-ТА (13), г. Тамбов для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку в один объект закупки включены работы по сварке (наплавке) и другие виды работ, в том числе ремонт, установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии действующего свидетельства НАКС (национальное агентство контроля сварки) является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку во вторых частях заявки всех участников закупки был представлен указанный сертификат.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе предметом закупки является выполнение работ по ремонту участка слива-налива компонентов ракетного топлива (КРТ) в железнодорожные цистерны N252, участков массовой выдачи КРТ в автотранспорт, трубопровода и технологического оборудования групп хранения КРТ NN 245, 246, 247 в войсковой части 55443-ТА (13), г. Тамбов для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Приложению N 2 к документации об Аукционе "Наименование и описание объекта закупки" к поставке требуется устройство к оборудованию пункта управления:
интерфейсный модуль;
компьютер: процессор - 1 ГГц; память - 1 Гб; жёсткий диск - 100 Гб;
наличие последовательных (СОМ) портов 1 для подключения измерителя уровня; наличие USB портов: для подключения измерителя уровня - 1; для подключения принтера - 1; для установки ключа защити данных (обязательно) - 1; наличие внешних запоминающих устройств DVD-ROM; наличие клавиатуры, количество клавиш 104, а также мыши оптической, с органами управления - две стандартные клавиши и колесо прокрутки; установленная операционная система; установка других ОС должна согласовываться с поставщиком системы управления; монитор, рекомендуемое: 1280х1024; многофункциональное печатающее устройство в комплекте с картриджем, с характеристиками: лазерная печать; скорость печати 18 стр/мин.; формат бумаги А4; разрешение 600x600dpi; нагрузка до 5000 стр./месяц; податчик бумаги 150 листов; интерфейс USB 2.0; цветное сканирование; разрешение сканера (точек на дюйм) 19200x19200; сканирование на ПК (PDF, TIFF, JPEG, BMP); скорость копирования 18 стр./мин; масштабирование с шагом 1%, 25-400; блок бесперебойного питания мощностью 500 ВА.
Представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что поставка оборудования, в том числе компьютера и выполнение работ по ремонту участка слива-налива компонентов ракетного топлива в железнодорожные цистерны, участков массовой выдачи в автотранспорт, трубопровода и технологического оборудования групп хранения, являющееся объектом закупки, технологически и функционально связаны между собой.
Действия Заказчика, объединившего в объект закупки технологически и функционально несвязанные между собой поставку оборудования и выполнение работ, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку подано 2 заявки от участников закупки.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
9.2 В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
9.3 В случае выполнения Работ (до подписания Акта сдачи-приемки выполненных Работ), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Работ, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________за каждый факт выполнения Работ, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Работ.
9.4 В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки выполненных Работ) сроков доведения результата Работ до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.11. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.11. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного пунктом 6.11. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
9.5 В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
9.7 В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по расчету за выполненные Работы, предусмотренного Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного расчета за выполненные Работы за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по расчету за выполненные Работы, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнитель своевременно не исполнены обязательства по выполнению Работ и (или) предоставлению документов на оплату.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПетроХимАльянс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 18.04.2016 N К-608/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016