Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО ФЦГС "Экология" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Научные исследования в области оценки состояния и охраны окружающей среды и экологической безопасности за 2015 г. и подготовка прогнозов изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов" (номер извещения 0173100011316000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии, Заказчика:
1. Единая комиссия приняла неправомерное решение о соответствии заявки на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" требованиям Конкурсной документации.
2. Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" по показателю "Количество контрактов на выполненные ранее научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды за последние пять лет" и "Количество контрактов на выполненные работы в области охраны окружающей среды за период 2013-2015 гг." критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
3. Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" по показателю "Консультационное (по теме НИР) сопровождение" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
4. Заказчик неправомерно принял заявку на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" по истечению срока приема заявок, указанного в Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 21.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 072 960 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата и время окончания подачи заявок - 11.04.2016;
7) победителем Конкурса признано АНО НИА "Природные ресурсы" с минимальным предложением о цене контракта 8 415 450 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 4 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 12.04.2016 NПРО1 (далее - Протокол N 1) заявка на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Единая комиссия приняла неправомерное решение о соответствии заявки на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" требованиям Конкурсной документации, поскольку, согласно Протоколу N 1 в заявке на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" в Форме N 3 "Предложение о цене контракта" указан срок выполнения работ 28.08.2016, что превышает установленный Заказчиком срок 25.08.2016.
В пункте 1 раздела 4 "Техническая часть" Конкурсной документации установлено: "Срок сдачи (заключительного) отчета по I этапу- до 25.08.2016 года".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Форме N3 "Предложение о цене контракта" Конкурсной документации участник закупки указывает предложение о цене контракта. Соответственно Конкурсной комиссией по Форме N3 "Предложение о цене контракта производится оценка предложенной участником закупки цены контракта. Также в Форме N2 "Заявка на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации участники закупки сообщают о согласии участвовать в конкурсе и выполнить работы в соответствии с требованиями конкурсной документации. Одновременно в форме N4 "Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объектах закупки" АНО НИА "Природные ресурсы" в разделе "Основные требования к результатам НИР" указал срок сдачи (заключительного) отчета по I этапу - 25.08.2016 года. Следовательно, оснований для отклонения заявки АНО НИА "Природные ресурсы" у Единой комиссии не имелось.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" по показателю "Количество контрактов на выполненные ранее научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды за последние пять лет" и "Количество контрактов на выполненные работы в области охраны окружающей среды за период 2013-2015 гг." критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно АНО НИА "Природные ресурсы" в заявке на участие в Конкурсе не предоставил информацию предусмотренную таблицей N 2, 3 Формы N 5 "Квалификация участника закупки" Конкурсной документацией (отсутствуют номера реестровой записи исполненных контрактов из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов). Таким образом, АНО НИА "Природные ресурсы" не выполнил требование Конкурсной документации о предоставлении требуемой для оценки квалификации информации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 20 % (далее - критерий N1).
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 50 % (далее - критерий N2).
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 30 % (далее - критерий N3).
В рамках Критерия N 2 установлены в том числе показатель: "Количество контрактов на выполненные ранее научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды за последние пять лет" (далее -показатель N 1).
В подтверждение данных по показателю N 1 критерия N 3 участник закупки в составе заявки представляет копии контрактов на выполненные ранее научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды, с копиями актов выполненных работ, выполненных не ранее 5 календарных лет с даты объявления настоящего конкурса, цена которых превышает 20 % от начальной (максимальной) цены настоящей закупки, заключенных и исполненных без применения штрафных санкций и заполняет Таблицу 2. формы N 5 "Квалификация участника закупки".
В рамках Критерия N 2 установлены в том числе показатель:
"Количество контрактов на выполненные работы в области охраны окружающей среды за период 2013-2015 гг." (далее - показатель N 2).
В подтверждение данных по показателю Участник закупки в составе заявки представляет копии контрактов на любые выполненные работы в области охраны окружающей среды (за исключением контрактов на выполненные научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды) за период 2013 - 2015 гг., с копиями актов выполненных работ, цена которых превышает 1 000000 рублей, заключенных и исполненных без применения штрафных санкций и заполняет Таблицу 3 Формы N 5 "Квалификация участника закупки".
В таблицах N 2, 3 Формы N 5 "Квалификация участника закупки" Конкурсной документации установлено в том числе: "Наименование работ с указанием номера реестровой записи исполненного контракта из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов.
Примечание: По своему усмотрению Участник закупки может предоставить другие сведения (с приложением соответствующих документов), неучтенные в предложенных таблицах. При этом такие сведения должны быть указаны ниже приведенных таблиц либо оформлены в виде приложений к Форме N 5".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок на участие в Конкурсе по показателям N 1,2 критерия N 2 Единая комиссия учитывала количество приложенных копий контрактов с копиями приложенных актов выполненных работ. Вместе с тем, Форма N 5 "Квалификация участника закупки" носит рекомендательный характер и не обязательна к заполнению и предоставлению в составе заявке на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, заявка на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" содержит копии контрактов с копиями приложенных актов выполненных работ необходимых для оценки по показателю N 1,2 критерия N 2.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы заявителя, Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" по показателю "Консультационное (по теме НИР) сопровождение" (далее - показатель N 3) критерия N 3, поскольку АНО НИА "Природные ресурсы" по показателю N 3 критерия N 3 представил информацию, которая не относится к консультационному сопровождению.
В рамках Критерия N 3 установлен в том числе показатель N 3.
По данному показателю оценке подлежит предложение участника открытого конкурса о консультационном (по теме НИР) сопровождении деятельности Заказчика, включая подготовку презентаций по теме НИР, оформленное по Форме 4 "Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки".
Участник конкурса может представить свои предложения в отношении объекта закупки, улучшающие его качественные характеристики.
(При предоставлении указанной информации заявке присваивается максимальное количество баллов по данной позиции с учетом значимости показателя - 30 баллов. При отсутствии указанной информации, заявке присваивается 0 баллов по данной позиции)
Участник закупки по своему усмотрению, в подтверждение данных, представленных в настоящей форме, может представить любую дополнительную информацию (в том числе документы), подтверждающую качество подлежащих выполнению работ.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок по показателю N 3 критерия N 3 Единая комиссия оценивала наличие в заявке участников закупки предложения о Консультационном сопровождение.
Заявка на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" содержит предложение о консультационном сопровождении деятельности Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 10 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно принял заявку на участие в Конкурсе АНО НИА "Природные ресурсы" по истечению срока прима заявок, установленного Конкурсной документацией, поскольку согласно информации, зафиксированной в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 11.04.2016 N ПВК1, конверт участника N3 АНО НИА "Природные ресурсы" был подан 11.04.2016 в 9 ч. 30 м., что противоречит установленным в Конкурсной документации требованиям.
В пункте 6.4 раздела 2 и пункте 6.4 Раздела 3 Конкурсной документации установлено: "Конверты с заявками на участие в Конкурсе принимаются по рабочим дням с 10-00 до 17-00 (с 10-00 до 16-30 по пятницам) по московскому времени в течение всего срока приема заявок на участие в конкурсе с 21 марта 2016 г. до 11 апреля 2016 г. исключая день вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
В день вскрытия конвертов с заявками 11 апреля 2016 г., заявки на участие в открытом конкурсе подаются непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе по адресу г. Москва, ул. Большая Грузинская, дом 4/6.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе будет осуществляться по адресу: 123995 г. Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 11 апреля 2016, в 10 часов 00 минут (время московское)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что участник закупки АНО НИА "Природные ресурсы" подал заявку до установленного времени вскрытия конвертов с заявками в Конкурсной документации, а именно до 10 часов 00 минут 11 апреля 2016.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015
N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, объектом закупки является разработка автоматического комплекса биологического контроля аэрозолей возбудителей инфекционных болезней и токсинов из воздуха на территориях и объектах, обсуживаемых ФМБА России. Обоснование технических решений по созданию автоматического комплекса биологического контроля аэрозолей возбудителей инфекционных болезней и токсинов (шифр Комплекс БКА-16").
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Закзчика, не установившего в Конкурсной документации запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Комиссия установила, что единственный участник Конкурса не является организацией, подпадающей под юрисдикцию Турецкой Республики.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО ФЦГС "Экология" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 22.04.2016 NК-639/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 апреля 2016 г. N К-639-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016