На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик) при проведении государственным унитарным предприятием "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградская государственная академия физической культуры", г. Волгоград. Реконструкция котельной (номер извещения 0573100031516000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензия МЧС России);
2. В документации об Аукционе отсутствует требование к энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.
3. В проекте контракта документации об Аукционе не установлен конкретный процент от цены контракта привлечения к исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 09.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 125 378,47 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 11.05.2016;
4) дата проведения Аукциона - 20.05.2016;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены работы, при осуществлении которых требуется лицензия, выдаваемая МЧС России, при этом требование к участникам закупки о наличии у них указанной лицензии не установлено.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что положения о необходимости наличия у лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт, соответствующих лицензий, разрешений и иных документов, необходимых при выполнении работ по реконструкции предусмотрены градостроительным законодательством. При этом, для выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, лицензия МЧС России не требуется.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих необходимость наличия у участников закупки лицензии МЧС России при выполнении работ в рамках по реконструкции котельной.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N 1221).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ в соответствии с ПП N 1221 установлены в документации об Аукционе от 22.04.2016 в разделе 3 "Техническое задание".
Обращение ООО "Стройинвест" поступило в УФАС по г. Москве 13.04.2016 (рег. номер 51912/16).
Вместе с тем, в документации об Аукционе от 29.03.2014 не установлено требование к энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ в соответствии с ПП N 1221.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе от 29.03.2014 требование к энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ в соответствии с ПП N 1221 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанное несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок устранено Заказчиком путем публикации 22.04.2016 на Официальном сайте изменений в документацию об Аукционе. В связи с чем указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что конкретный объём привлечения к исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен в пункте 3.1.36 проекта контракта документации об Аукционе, а именно в объеме 15 % от цены контракта, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обращение ООО "Стройтнвест" поступило в УФАС по г. Москве 13.04.2016 (рег. номер 51912/16).
Вместе с тем, в проекте контракта документации об Аукционе от 29.03.2014 не установлен конкретный объём привлечения к исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе от 29.03.2014 конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде процента от цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанное несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок устранено Заказчиком путем публикации 22.04.2016 на Официальном сайте изменений в документацию об Аукционе, в связи с чем указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 19 Информационной карты в разделе "Инструкция по заполнению заявки Участником Аукциона" документации об Аукционе от 29.03.2014 установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели товара. Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен Техническим заданием и "Приложением N 1 к Техническому заданию".
Вместе с тем, Комиссия установила, что Техническое задание документации об Аукционе от 29.03.2014 не содержит перечня требуемых товаров (материалов) при выполнении работ. Вместе с тем, Техническое задание документации об Аукционе не содержит Приложения N 1.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ расположен в отдельном файле "НОВЫЙ перечень ВОЛГОГРАД (для акциона ред.)" размещен на Официальном сайте в общем разделе документов закупки.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция не позволяет определить раздел документации, в котором содержится перечень и показатели товаров используемых при оказании услуг, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Комиссия установила, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ содержит показатели в отношении сведений о веществах, материалах, упаковке, применяющихся при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в том числе, для позиции "Арматурные сетки сварные плоские": "Химический состав: Массовая доля элементов в стали, % (Углерод, Кремний, Марганец, Хром) не более 2% каждый. Легкие сетки должны быть изготовлены из арматурной проволоки класса Вр-I (Номинальный размер 3 или 5 мм и стержневой горячекатаной арматурной стали класса А-I диаметрами 6 или 10 мм Характеристики проволоки Вр-I: Предельные отклонения на размер не более 0,15 мм. Радиус сопряжения поверхности вмятин с выступами должен быть равен 2,5 мм. Относительное удлинение d100, % должно быть не менее 2,0. Глубина вмятин менее 30 мм. Номинальный шаг вмятин не менее 2 мм. Предельные отклонения по длине выступа не более 0,2 мм. Предельные отклонения до глубины вмяти не более 0,05 мм. Число перегибов должно быть не менее 4. Усилие, соответствующее условному пределу текучести P0,2, гН (кгс) не менее 35 (355). Предельные отклонения по шагу вмятин не более 0,2 мм. Длина выступа не более 1,0 мм. Разрывное усилие P, гН (кгс) не менее 39 (400). Линейная плотность, г, не более 144)".
Также по позиции "Труба стальная водогазопроводная" установлено, в том числе, требование: "Массовая доля элементов должна быть не более %: углерода 0,24; кремния 0,17; марганца 0,65. Массовая доля хрома, никеля, меди, серы и фосфора в стали должна быть не более 0,30 % каждого. Массовая доля мышьяка в стали должна быть не более 0,080 %. Предельные отклонения по химическому составу не должны превышать, %: углерод 0,01; марганец 0,03; фосфор +0, 005.Предел текучести должен быть не менее 20 кгс/мм2.Временное сопротивление разрыву не менее 320 H/мм2".
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе в редакции от 29.03.2014 предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе в редакции от 29.03.2014 неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ и материалов, применяемых при изготовлении товаров используемых при выполнении работ и не установившего в документации об Аукционе в редакции от 29.03.2014 надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанное несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок устранено Заказчиком путем публикации 22.04.2016 на Официальном сайте изменений в документацию об Аукционе, в связи с чем указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений конкурсной документации от 16.03.2016 следующего содержания: "Обеспечение исполнения контракта не установлено в соответствии с требованиями пункта 2.1. статьи 96 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 19 в связи с установлением в конкурсной документации требования о казначейском сопровождении государственного контракта".
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе отсутствуют указания на Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 19 в соответствии с которым в документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении исполнения контракта.
Вместе с тем установлено, что случаи не установления обеспечения контракта содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 N 182, а не в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 N 19.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 30, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения устранены Заказчиком путем публикации 22.04.2016 на Официальном сайте изменений в документацию об Аукционе, предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 07.04.2016 N ВП-153/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 апреля 2016 г. N ВП-192-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016