Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "ИБС" (далее - Заявитель) на действия 11 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Приволжскому региону (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 5599, г. Самара (номер извещения 0832100002016000004) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в проекте контракта Конкурсной документации порядок оплаты, который не соответствует утвержденному титульному списку строек на 2016 год объему лимитов бюджетных обязательств по данному объекту, а также неконкретный размер аванса;
2) установившего в проекте контракта Конкурсной документации противоречивые требования о предоставлении комплектов проектной документации;
3) не установившего в Конкурсной документации порядок передачи исходных данных для выполнения проектных работ;
4) установившего в пункте 2.3 проекта контракта Конкурсной документации условие о том, что результатам исполнения контракта являются отчеты о результатах обследования конструкций зданий и сооружений;
5) не установившего в Конкурсной документации запрет согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457);
6) установившего в Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru - 25.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 189 174 611,72 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.04.2016;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 04.05.2016.
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Стоимость работ по Государственному контракту составляет, _____ рублей, включая все виды налогов и других обязательных платежей, компенсацию всех издержек Исполнителя и причитающееся ему вознаграждение, с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату налогов и пошлин, на разработку проектной документации, результатов инженерных изысканий, и других обязательных платежей, связанных с исполнением государственного контракта. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Стоимость государственного контракта может быть изменена исключительно в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации".
Заказчиком в пункте 3.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Заказчик производит авансирование в размере 10 % от цены контракта".
В пункте 3.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации Заказчиком установлено, что "Заказчик производит оплату за фактически выполненные работы на основании акта сдачи-приемки выполненных работ в соответствии с календарным планом работ в течение 30-ти календарных дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу с учетом следующего соотношения распределения цены контракта на разработку технической документации: проектная документация - 40%, рабочая документация - 60%. Подрядчик выполняет стадию "Рабочая документация", после получения положительного заключения государственной экспертизы стадии "проектная документация".
На заседании Комиссии установлено, что пункты 3.1, 3.3, 3.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В пункте 5.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации Заказчиком установлено, что "При завершении работы или ее этапа Исполнитель предоставляет Заказчику акт сдачи-приемки работ с приложением к нему комплекта документации согласованного с Приволжским региональным командованием внутренних войск МВД России, предусмотренной заданием на проектирование и графиком выполнения работ. После представления Исполнителем комплекта документации Заказчик в течение 10 рабочих дней проводит проверку полноты переданной документации и соответствия ее заданию на проектирование и техническим регламентам. По результатам проверки Заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ в подписании такого акта. Датой приемки выполненных этапов работ считается дата подписания сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ".
Пунктом 5.4.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Исполнитель передает Заказчику пять экземпляров акта сдачи-приемки выполненных работ с приложением пяти экземпляров проектно-сметной документации и одного в электронном виде (в программах по разработке чертежей, смет, и в общедоступных форматах для просмотра файлов с согласованием Заказчика). Заказчик обязуется принять работу в течение 5 рабочих дней с момента передачи акта сдачи-приемки работ, и направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ в приемке работ".
На заседании Комиссии установлено, что пункты 5.2 и 5.4.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации не противоречат друг другу и требованиям Закона о контрактной системе.
3. В пункте 2.3 "Техническое задание для проектирования военного городка" Конкурсной документации установлено, что исходные данные, предоставляются Заказчиком, а именно: "правоустанавливающие документы на земельный участок; землеустроительная документация; тактико-техническое задание на обустройство военного городка и жилой зоны; технические условия на все виды инженерного обеспечения; задание (исходные данные) МЧС на разработку раздела ИТМ ГО и ЧС".
Заказчик в разъяснении положений Конкурсной документации от 14.04.2016 и на заседании Комиссии сообщил, что указанные исходные данные будут переданы подрядчику непосредственно с заключенным государственным контрактом.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 2.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Результатом исполнения государственного контракта являются технические отчеты о результатах обследования строительных конструкций зданий и сооружений расположенных на земельном участке в соответствии с условиями, определенными в государственном контракте".
Заказчик в разъяснении положений Конкурсной документации от 14.04.2016 и на заседании Комиссии сообщил, что "на земельном участке отсутствуют здания и сооружения. Соответственно проведение обследования строительных конструкций зданий и сооружений проводить нет необходимости".
На заседании Комиссии установлено, что согласно части I "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта" Конкурсной документации здания и сооружения на земельном участке не расположены.
Вместе с тем требование, установленное в пункте 2.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации, в совокупности с иными положениями Конкурсной документации и разъяснениями положений Конкурсной документации не нарушает Закон о контрактной системе.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе: строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные; выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в Конкурсной документации установлено, что "Работы должны выполняться организацией Российского происхождения, зарегистрированной на территории Российской Федерации".
Комиссии приходит к выводу, что Заказчиком установлен запрет согласно Постановлению N 1457.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (значимость критерия: 60%); "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 30%); "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (значимость критерия: 8%); "Квалификация участников закупки" (значимость критерия: 2%).
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком установлено, что "Баллы по показателю начисляются по следующей шкале, в том числе:
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, но предложенные методология и технология выполнения работ не позволяют обеспечить высокое качество выполнения проектно-изыскательских работ, предложенная система контроля качества не позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ и обеспечить надлежащее качество выполняемых работ - 25 баллов;
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, но предложенные методология и технология выполнения работ не позволяют обеспечить высокое качество выполнения проектно-изыскательских работ, однако предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ - 50 баллов;
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, предложенные методология и технология выполнения работ позволяют обеспечить высокое качество выполнения проектно-изыскательских работ, но предложенная система контроля качества не позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ и обеспечить надлежащее качество выполняемых работ - 75 баллов".
При этом в Конкурсной документации не раскрыто понятие "высокое качество", что не позволяет выявить лучшее предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, Заказчик не установив в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушил пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "ИБС" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016