На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет" (далее - Уполномоченный орган), при проведении конкурсной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации объекта капитального строительства "Реконструкция аварийного учебно-лабораторного корпуса, г. Красноярск" с проведением инженерно-геологических, геодезических, экологических, археологических и иных изысканий, необходимых для получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту, с получением необходимых технических условий и согласований, со сбором недостающих данных, с получением положительного заключения государственной экспертизы по проекту и инженерным изысканиям, заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, с осуществлением функций технического заказчика (номер извещения 1019100000116000012) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
1. В Конкурсной документации не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен надлежащий размер неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разъяснение положений Конкурсной документации, не содержащее предмета запроса.
Уполномоченный орган в письменном возражении не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 30.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 55 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации объекта капитального строительства "Реконструкция аварийного учебно-лабораторного корпуса, г. Красноярск" с проведением инженерно-геологических, геодезических, экологических, археологических и иных изысканий, необходимых для получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту, с получением необходимых технических условий и согласований, со сбором недостающих данных, с получением положительного заключения государственной экспертизы по проекту и инженерным изысканиям, заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, с осуществлением функций технического заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в Конкурсной документации запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Вместе с тем, согласно пунктам 7.2., 7.3. проекта контракта Конкурсной документации: "За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (Подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) и устанавливается в размере ___________ (_________) руб., что составляет __ % цены контракта.
За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и устанавливается в размере ___________ (_________) руб., что составляет __ % цены контракта".
В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в проекте контракта Конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям Правил определения неустойки размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что 13.04.2016 Заказчиком размещено в ЕИС разъяснение положений Конкурсной документации, содержащее указание на предмет запроса участника закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется по следующим показателям: стоимостной критерий оценки - "Цена контракта" (значимость критерия 60%), нестоимостной критерий оценки - "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия 40%).
При этом в пункте 21.2.2. установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию оценки "Квалификация участника конкурса": "Показатель: опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: Указывается количество контрактов (договоров), исполненных участником открытого конкурса (с учетом правопреемственности). Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником открытого конкурса информации об исполненных контрактах (договорах) за период с 01 января 2009 г. по настоящее время. Для целей оценки по указанному показателю датой исполнения контракта (договора) считается дата положительного заключения государственной экспертизы. При этом, участник открытого конкурса в ранее исполненном контракте (договоре) должен был выступать в качестве генерального проектировщика (генерального подрядчика) на выполнение следующих видов работ: разработка проектной документации объектов капитального строительства образовательных организаций высшего образования (высшего профессионального образования) и/или проектные и изыскательские работы по объектам капитального строительства образовательных организаций высшего образования (высшего профессионального образования). Опыт должен быть подтвержден копиями контрактов (договоров) с приложением технического задания и копиями положительных заключений государственной экспертизы. Копии всех документов должны быть представлены в полном объеме Стоимость выполненных работ по каждому из контрактов (договоров) должна составлять не менее 40 000 000 руб.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Квалификация участника конкурса", определяется по шкале:
Количество контрактов (договоров), Количество присуждаемых баллов
исполненных участником
открытого конкурса
(с учетом правопреемственности)
Отсутствие контрактов (договоров) 0 баллов
1 (один) контракт (договор) и более 100 баллов
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Конкурсной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 27.04.2016 по делу N ВП-201/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2016 г. N ВП-201-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016