На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ПАО "БАНК ВТБ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-Тендер"" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Департаментом государственного заказа Ярославской области (далее - Заказчик), Департаментом финансов Ярославской области (далее- Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронных аукционов (номера извещений 0171200001916000269; 0171200001916000272; 0171200001916000273; 0171200001916000283; 0171200001916000284; 0171200001916000271) (далее-Аукционы) и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в следующем:
1. Оператором электронной площадки нарушены правила электронного документооборота, в связи с чем Оператором электронной площадки не направлена доверенность Заявителя в адрес Заказчика в составе заявок на участие в Аукционах.
2. Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства по электронному аукциону N 0171200001916000272.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукционов Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (номер извещения 0171200001916000271) (далее - Аукцион N 1), документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС)
www.zakupki.gov.ru - 18.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион N1;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 73 900 000 рублей;
4) на участие в Аукционе N 1 подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе N 1 допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона N 1 - 08.04.2016;
7) в период проведения Аукциона N 1 предложения о цене контракта подавало 2 участника аукциона;
8) победителем Аукциона N1 признано ООО "Совкомбанк" с минимальным предложением о цене контракта 64 630 500 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (номер извещения 0171200001916000273) (далее - Аукцион N2), документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 149 800 000 рублей;
4) на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе N 2 допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона 2 - 07.04.2016;
7) в период проведения Аукциона N 2 предложения о цене контракта подавало 2 участника аукциона;
8) победителем Аукциона N 2 признано ООО "Совкомбанк" с минимальным предложением о цене контракта 130 351 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (номер извещения 0171200001916000284) (далее- Аукцион N 3), документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 239 680 000 рублей;
4) на участие в Аукционе N 3 подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе N 3 допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона N 3 - 08.04.2016;
7) в период проведения Аукциона N 3 предложения о цене контракта подавало 2 участника аукциона;
8) победителем Аукциона N 3 признано ООО "Совкомбанк" с минимальным предложением о цене контракта 208 000 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (номер извещения 0171200001916000272) (далее- Аукцион N 4), документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 4 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 18.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 149 800 000 рублей;
4) на участие в Аукционе N 4 подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе N 4 допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона N 4 - 07.04.2016;
7) в период проведения Аукциона N 4 предложения о цене контракта подавало 2 участника аукциона;
8) победителем Аукциона N 4 признано ООО "Совкомбанк" с минимальным предложением о цене контракта 130 351 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (номер извещения 0171200001916000269) (далее - Аукцион N 5), документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 5 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 147 800 000 рублей;
4) на участие в Аукционе N 5 подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе N 5 допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона N 5 - 07.04.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 2 участника аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Совкомбанк" с минимальным предложением о цене контракта 128 088 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (номер извещения 0171200001916000283) (далее- Аукцион N 6), документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 6 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 209 720 000 рублей;
4) на участие в Аукционе N 6 подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе N 6 допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона N 6 - 08.04.2016;
7) в период проведения Аукциона N 6 предложения о цене контракта подавало 2 участника аукциона;
8) победителем Аукциона N 6 признано ООО "Совкомбанк" с минимальным предложением о цене контракта 182 000 000 рублей.
1. В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заявитель является аккредитованным участником закупок на электронной площадке, вместе с тем, при направлении Заказчику заявок на участие в Аукционах, Оператором электронной площадки неправомерно не направлены копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени Заявителя действий по участию в Аукционах.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки, в том числе, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 3 статьи 62 Закона о контрактной системе, в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукционы содержаться копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 61 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 62 Закона о контрактной системе, в случае поступления в соответствии с частью 10 статьи 61 Закона о контрактной системе от участника электронного аукциона документов и информации, в том числе уведомления о прекращении действия документов, усиленной электронной подписи, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента поступления указанных документов и информации размещает их в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, с указанием даты и времени поступления указанных документов и информации.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2-6, 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что в соответствии с вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе, по итогам проведения электронных аукционов Оператором электронной площадки в адрес государственного заказчика производится направление документов и сведений об участнике таких электронных аукционов, прикрепленных при аккредитации соответствующего участника закупки на электронной площадке.
Также, представитель Оператора электронной площадки подтвердил, что Заявитель надлежащим образом аккредитован на электронной площадке, при этом 24.03.2016 Заявителем посредством функционала электронной площадки произведена аккредитация нового пользователя от имени Заявителя.
В соответствии с частью 10 статьи 61 Закона о контрактной системе, в случае внесения изменений в документы и информацию, указанные в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, замены или прекращения действия указанных документов (в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия указанных в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе документов, прекращении действия усиленной электронной подписи.
Вместе с тем, представителем Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представлены доказательства, подтверждающие, что Заявителем не направлен документ для его размещения в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, в соответствии с частью 4 статьи 62 Закона о контрактной системе, подтверждающий полномочия такого лица на осуществление от имени Заявителя действий по участию в Аукционах.
В соответствии с пунктом 13.2 Регламента "Организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее-Регламент) "в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона Оператор направляет Организатору торгов протокол проведения открытого аукциона и вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных участниками открытого аукциона в электронной форме, а так же сведения из реестра аккредитованных участников, актуальные на время и день окончания подачи заявок, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в открытом аукционе в электронной форме принимали участие менее десяти участников открытого аукциона, вторые части всех заявок на участие в открытом аукционе, поданных такими участниками открытого аукциона".
Таким образом, согласно пояснениям представителя Оператора электронной площадки, Заказчику от Оператора электронной площадки поступили документы и сведения о Заявителе, содержащиеся в аккредитационных данных о Заявителе в соответствии с требованиями 61 статьи Закона о контрактной системе.
В этой связи, довод Заявителя о нарушении Оператором электронной площадки правил электронного документооборота не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.04.2016 N 0171200001916000272-3, заявка Заявителя на участие в электронном аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представителем Оператора электронной площадки представлены сведения, подтверждающие, что заявка Заявителя на участие в электронном аукционе N 0171200001916000272 является третьей из заявок Заявителя, в отношении вторых частей которых в течение одного квартала приняты решения о несоответствии требованиям документаций об аукционах N 0171200001916000272; 0171200001916000273; 0171200001916000284 по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Следовательно, Оператор электронной площадки, заблокировав денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе N 0171200001916000272, действовал в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2016 г. N ВП-207-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016