На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Совет Дома "Дом на набережной" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на выполнение подрядных работ в 2016 г. по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц) по адресу: г. Москва, ЦАО, р-н Якиманка, улица Большая Якиманка; улица Серафимовича; Якиманский проезд; улица Большая Полянка (дома 3/9 - 7/10с1), Ленинский проспект (фасады - дома 12, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 35, 37, 37А) (номер извещения 0173200001416000110) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен порядок проведения первого этапа обязательного общественного обсуждения.
2. Проектно-сметная документация не размещена Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 19.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 729 776 073 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) по результатам проведения Конкурса победителем признано ООО "Базис Групп" с предложением о цене государственного контракта - 1 642 422 381,31;
7) 26.04.2016 Заказчиком с ООО "Базис Групп" заключен государственный контракт N 35-ГКУДКР/16.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен порядок проведения первого этапа обязательного общественного обсуждения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного пунктом 5, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе в 2014 - 2016 годах обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Вместе с тем, первый этап обязательного общественного обсуждения закупки начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика закупок, и ранее даты публикации извещения о проведении закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен порядок первого этапа обязательного общественного обсуждения закупки не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. Согласно доводу Заявителя, проектно-сметная документация не размещена Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация размещена в ЕИС в полном объеме, в том числе проектно-сметная документация, являющаяся неотъемлемой часть Конкурсной документации.
При этом на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного настоящим пунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
В соответствии с пунктом 1.8 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2015 N 795 "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей" (далее - Порядок) обязательное общественное обсуждение начинается с даты размещения на официальном сайте в соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе плана-графика размещения заказов (далее - план-график) и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка государственные заказчики, уполномоченные органы в течение 2 дней с даты размещения замечания или предложения в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" ЕИС размещают в данном разделе ответ на такое замечание, предложение.
26.03.2016 Заказчику, Уполномоченному органу в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" ЕИС поступило замечание, предложение.
При этом дата размещения в ЕИС ответа на замечание, предложение участника обязательного общественного обсуждения в соответствии с Порядком - не позднее 28.03.2016.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ответ на замечание, предложение участника обязательного общественного обсуждения Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещен 13.04.2016.
Также, в соответствии с пунктом 3.6 Порядка протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения должен быть размещен в течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения в течение 2 дней государственные заказчики, уполномоченные органы размещают в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" ЕИС протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое государственными заказчиками, уполномоченными органами решение в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка.
Комиссией установлено, что дата размещения протокола второго этапа
в ЕИС - 14.04.2016, при этом в соответствии с Порядком, протокол второго этапа необходимо опубликовать в ЕИС не позднее 06.04.2016.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком Уполномоченным органом нарушены сроки размещения в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" ЕИС ответа на поступившее в адрес Заказчика, Уполномоченного органа замечание, предложение, а также протокола второго этапа обязательного общественного обсуждения.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссией установлено, что по результатам проведения Конкурса Заказчиком заключен государственный контракт от 26.04.2016 N 35-ГКУДКР/16, в связи с чем предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу не выдавать.
3. Передать материалы от 04.05.2016 по делу N ВП-214/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2016 г. N ВП-214-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2016