Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Элект МП" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Ногинский спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт пожарных рукавных автомобилей АР-2 (номер извещения 0348100009616000034) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 12.04.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 400 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.05.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в пункте "громкоговорящие устройства" части IV "техническая часть документации об аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлены требования к габаритам громкоговорящих устройств, а именно 330х160х50 мм, соответствующие товару одного производителя АО ПК "Элина".
Вместе с тем Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установленным в документации об Аукционе требованиям соответствует продукция нескольких производителей.
Таким образом, требования к товару, используемому при выполнение работ, установленные Заказчиком в пункте "громкоговорящие устройство" части IV "техническая часть документации об аукционе в электронной форме" документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту пожарных рукавных автомобилей для нужд МЧС России.
В соответствии с приложением N 2 "Сведения о пожарных рукавных автомобилях МЧС России, подлежащих капитальному ремонту в 2016 году" к техническому заданию документации об Аукционе, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, выполнение работ должно осуществляться в 17 субъектах Российской Федерации, например: в Республике Карелия, Ростовской области, Республике Мордовия, Республике Алтай.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот выполнения работ по капитальному ремонту пожарных рукавных автомобилей в 17 субъектах Российской Федерации влечет за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 раздела 1.3 документации об Аукционе предметом государственного контракта является выполнение работ по капитальному ремонту пожарных рукавных автомобилей для нужд МЧС России, в соответствии с частью IV "техническая часть" документации об Аукционе.
При этом Заказчиком в части IV "техническая часть" документации об Аукционе не установлены объемы выполняемых работ, в соответствие с которыми необходимо произвести капитальный ремонт пожарных рукавных автомобилей.
Таким образом, участнику закупки не представляется возможным определить, в каком объеме необходимо выполнить работы, какие материалы и оборудование закупать для производства ремонта, следовательно, невозможно сформировать предложение о цене контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом описание объекта закупки, объем выполняемых работ, не соответствуют частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 21 раздела 1.3 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: "соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта":
- наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
- финансовая устойчивость и платежеспособность;
- наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта" (далее - Дополнительные требования к участникам закупки).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
В соответствии с частью 10 статьи 96 Закона о контрактной системе, особенности предусмотренного статьей 96 Закона о контрактной системе обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.
Требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта установлены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта" (далее - Постановлением N 1482).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1482 требованиями к участникам размещения государственного оборонного заказа при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники (далее - Требования), в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта, являются:
- наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
- финансовая устойчивость и платежеспособность;
- наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта.
Перечень документов, представляемых участниками размещения государственного оборонного заказа для подтверждения соответствия Требованиям, установлен пунктом 2 Постановления N 1482.
Указанные документы могут быть представлены участником как в составе заявки на участие в Аукционе, так и при заключении контракта вместо обеспечения исполнения контракта.
При этом непредставление участником размещения государственного оборонного заказа указанных документов не может служить основанием для признания заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, указанные требования не являются дополнительными требованиями, устанавливаемыми согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а являются условиями, при которых участник закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Согласно изложенному, Заказчик, установив дополнительные Требования к участникам закупки, нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элект МП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 мая 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2016