Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Северо-Восточная хорда. Участок от Щелковского шоссе до Открытого шоссе" по адресу: районы: Метрогородок, Гольяново, Богородское, Восточный административный округ города Москвы (номер извещения 0173200001416000832) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 19.07.2016 на 20.07.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 12.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 462 637 771 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 09.08.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в том числе, в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 N 99 (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99 установлено, что в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Следовательно, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Северо-Восточная хорда. Участок от Щелковского шоссе до Открытого шоссе" по адресу: районы: Метрогородок, Гольяново, Богородское, Восточный административный округ города Москвы. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 462 637 771 рублей.
Из письменных пояснений представленными представителями Заказчика, Уполномоченного органа, следует, что объектом закупки является особо опасный и технически сложный объект.
Также представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии представлены документы, чертежи и схемы, подтверждающие, что объект закупки в соответствии с Постановлением N 99 предполагает выполнение работ по строительству искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил сведений подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, действия Заказчика, выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органном в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (Значимость критерия: 20%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 20%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
"Значимость критерия: 20 %;
Коэффициент значимости критерия: 0,2;
Показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются:
1) "Предложение по методам производства работ"
2) "Предложение по охране труда"
3) "Предложение по технике безопасности"
4) "Предложение по охране окружающей среды"
Значимость каждого из показателей составляет 25%.
Максимальная величина каждого из показателей составляет 25 баллов.
При оценке заявок (предложений) по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по показателю "Качество работ". Для оценки заявок (предложений) по критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Сведения предоставляются в соответствии с приложением N 2 к заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием, приведенным в части VI "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки".
Порядок оценки заявок:
1. "Предложение по методам производства работ" - оценивается предложение участника по методам выполнения каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 "Сводного сметного расчета стоимости строительства" (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется), размещенного отдельным файлом ("ССР.pdf") в составе документации конкурса с ограниченным участием.
Предложение участника закупки по методам производства работ оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по методам производства работ.
- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 "Сводного сметного расчета";
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ не по всему составу работ;
- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ по всему составу работ.
2. "Предложение по охране труда" - оценивается предложение участника по организации охраны труда при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 "Сводного сметного расчета стоимости строительства" (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется), размещенного отдельным файлом ("ССР.pdf") в составе документации конкурса с ограниченным участием.
Предложение участника закупки по охране труда оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.
- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 "Сводного сметного расчета";
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда не по всему составу работ;
- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда по всему составу работ.
3. "Предложение по технике безопасности" - оценивается предложение участника по технике безопасности при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 "Сводного сметного расчета стоимости строительства" (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется), размещенного отдельным файлом ("ССР.pdf") в составе документации конкурса с ограниченным участием.
Предложение участника закупки по технике безопасности оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности.
- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 "Сводного сметного расчета";
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности не по всему составу работ;
- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности по всему составу работ.
4. "Предложение по охране окружающей среды" - оценивается предложение участника по охране окружающей среды при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 "Сводного сметного расчета стоимости строительства" (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется), размещенного отдельным файлом ("ССР.pdf") в составе документации конкурса с ограниченным участием.
Предложение участника закупки по охране окружающей среды оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране окружающей среды.
- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены только ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 "Сводного сметного расчета";
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды не по всему составу работ;
- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды по всему составу работ.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным показателям.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки".
Комиссия приходит к выводу, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2016 г. N К-1159-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2016