Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "Сибирский Федеральный университет" (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГАОУ ВО "Сибирский Федеральный университет" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство объекта "Студенческий городок Сибирского федерального университета" (Комплекс общежитий для студентов "Университетский", I очередь) (номер извещения 1019100000116000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно объединившего в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства
Заказчик в письменном пояснении N 34/11-4606 от 20.07.2016 не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 281 123 437,24 рублей;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 05.08.2016.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Заказчик в Письменном пояснении сообщил, что Заказчиком в ЕИС размещена в полном объеме проектно-сметная документация на строительство объекта, в составе которой подразделом "Технологические решения" учтены, в том числе, немонтируемое оборудование, необходимое для ввода объекта в эксплуатацию и его функционирования. При этом в Приложении N 1 Техническое задание документации об Аукционе установлено, что работы выполняются в соответствии со всеми разделами проектно-сметной документации, за исключением подраздела "Технологические решения". Таким образом, немонтируемое оборудование, поставка и установка которого возможна впоследствии после завершения строительных работ, не включено в объект закупки, о чем свидетельствует расчет стоимости на выполнение работ по предмету закупки, в котором немонтируемое оборудование исключено и не является предметом закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, а также не представил в составе жалобы доказательства, подтверждающие, что Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно разделу 15 документации об Аукционе "при предоставлении участниками конкретных значений показателей не допускается употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "в диапазоне", "максимальный", "расчетный", "рекомендуемый", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность", "допускается", "не допускается", "должен", "должны быть" и производных однокоренных от этих слов и словосочетаний, и иных аналогичных слов, словосочетаний и символов (за исключением слова "допустимый", "допускаемый", "предельный" в случае и их однокоренных производных в случае использования данных слов в качестве части наименования характеристики, например, "предельные отклонения"; а также за исключение словосочетаний "в пределах" и "в диапазоне" в случае указания участником неизменяемых значений, приведённых заказчиком в квадратных скобках, либо в случае указания участником диапазонных значений с использованием знаков "+/-" или "_" в соответствии с настоящей инструкцией по заполнению заявки).
В случае указания Заказчиком в Приложении N 3 каких-либо значений в квадратных скобках, указанные значения указываются участником в заявке в неизменном виде без использования таких скобок, при этом используемые Заказчиком в пределах квадратных скобок слова и словосочетания указываются участником в заявке также в неизменном виде без использования таких скобок".
В Приложении N 3 документации об Аукционе Заказчиком определены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 3 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Краска:
Покрытие краской БТ-177 (в два слоя по загрунтованной поверхности) должно сохранять защитные свойства в умеренном климате [от 2,5 лет].
Внешний вид пленки - должна быть ровная, без оспин и морщин, серебристая.
Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)С [не более 16 ч], при температуре (100С - до 110С) [не более 30 мин].
Эластичность пленки при изгибе [до 1 мм].
Укрывистость невысушенной пленки [30 г/м2].
Грунтовка:
Должна выдерживать изменение температуры
[от -45°С до +60°С]. Массовая доля нелетучих веществ [от 54% до 60%]. Степень перетира [ 40 мкм].
Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)С - [до 24 ч]; (105_5)С - [до 35 мин].
Эластичность пленки при изгибе [до 1 мм].
Прочность покрытия при ударе [от 50 см].
Адгезия пленки [до 1 балла].
Стойкость покрытия при температуре (20_2)°С к статическому воздействию: 3%-го раствора NaCl [от 24 ч];
минерального масла [от 48 ч].
Толщина однослойного покрытия [от 15 до 20 мкм].
Расход [от 60 г/м2 до 100 г/м2] на однослойное покрытие".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.07.2016 по делу N К-1162/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 июля 2016 г. N К-1162-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2016